Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» и российский «Газпром» пока не достигли соглашения о судьбе спорных 7,8 млрд кубометров российского газа, находящихся в украинских подземных хранилищах, — опроверг слова российских переговорщиков глава «Нафтогаза» Алексей Ивченко, вернувшись в Киев.
«Никаких решений не было ни с нашей, ни с российской стороны. Все находится в работе», — заявил Ивченко на пресс-конференции, тем самым опровергнув распространенную накануне российской монополией информацию. Во вторник Газпром заявил, что в одностороннем порядке зачтет 7,8 млрд газа в счет товарной части оплаты услуг по транзиту российского газа через территорию Украины. В сообщении «Газпрома» говорилось, что руководство «Нафтогаза» уже проинформировано об этом. Но Ивченко считает, что решение этого вопроса невозможно в одностороннем порядке какой-либо из сторон, а в случае каких-либо несогласованных решений «Газпрома», Украина готова на ответные меры.
«Если российская сторона в нарушение соглашения что-то попробует сделать в одностороннем порядке, например, засчитать этот газ в счет текущего транзита, автоматически у нас исчезают какие-либо обязательства, мы обнуляем наши обязательства. И мы автоматически засчитываем этот газ в счет экспорта российского газа в Европу через территорию Украины», — припугнул глава «Нафтогаза».
Так бесславно закончились переговоры украинского визитера и председателя правления «Газпрома» Алексея Миллерв о судьбе барьерного газа. Найти компромисс по этому вопросу сторонам не удалось.
Тему пропажи 7,8 млрд кубометров российского газа в украинских хранилищах поднял в марте глава «Газпрома» сразу после знакомства с новым руководителем «Нафтогаза Украины». Месяц спустя украинской компании было предложено оплатить исчезнувший газ.
«Газпром» предлагал Украине либо купить этот газ по устраивающей обе стороны цене (рыночной — $160 за тыс. кубометров), либо учесть его в счет оплаты транзита российского газа через территорию Украины в 2005 году.
Алексей Ивченко во вторник сказал: «Алексей Борисович (глава «Газпрома» Алексей Миллер. — «Газета.Ru») предложил этот газ зачесть в счет транзита российского газа через территорию Украины в Европу. Мы, со своей стороны, сделали встречное предложение. Мы предлагаем зачесть этот газ в счет экспорта российского газа через территорию Украины в Европу».
Россия прокачивает через Украину за Запад около 130 млрд кубометров газа, а в качестве платы за транзит Украина получает 23 млрд кубов. И если «пропавший» газ будет зачтен, то Украина получит уже не 23 млрд, а 15. Но украинская сторона говорит о другом – о сокращении экспортных потоков российского газа, что привело бы к нарушению контрактов с западными потребителями и явилось бы по сути несанкционированным отъемом газа.
Впрочем, в запасе у Ивченко было и другое предложение: «С первого июля мы готовы поднять из хранилищ этот газ, он никуда не делся, он на месте. Россия может взять его».
«Позиция Украины совершенно неприемлема, — комментирует Олег Ордин из Института финансовых исследований. – Летний и зимний газ – это разные вещи. Газ России был нужен зимой, когда был спрос на него в Европе и цены были высокими. Продавать его сейчас – торговать себе в убыток».
В конечном итоге «Газпром» принял решение в одностороннем порядке зачесть 7,8 млрд кубометров газа в счет транзита текущего года. «Это оптимальное решение для Украины и для «Газпрома». С нашей стороны конфликт исчерпан. Мы передали этот газ в счeт транзита текущего года, и это уже собственность Украины. Если Украина с этим не согласна, будем обсуждать это уже в юридическом плане. К тому же газ передан по цене $50 за тыс. кубометров», — сказали в «Газпроме».
Решение для Украины не столь уж оптимально, ведь из-за зачета, который провел «Газпром», в стране вдвое возрастет уже наметившийся дефицит газового баланса на текущий год, покрытие которого будет всецело зависеть от доброй воли российского газового концерна. Сейчас Киеву не хватает около 8 млрд кубометров газа. Дефицит образовался в связи с уменьшением доли бартерной оплаты за транзит газа со стороны «Газпрома» (5 млрд кубометров), а также из-за снижения туркменских поставок (около 3 млрд кубометров). «Нафтогаз» уже ведет переговоры с «Газпромом» о закупке на коммерческих условиях 5 млрд кубометров, еще 3 млрд кубометров придется закупать у компании — оператора транзита туркменского газа «РосУкрЭнерго».
«Сложно комментировать перспективы конфликта. Даже если юридически российско-украинские договоры позволяют зачесть 7,8 млрд кубов газа, то в реальности никакой договоренности стороны не достигли: Украина сможет опять взять недостающий газ из транзитного потока зимой», — говорит Олег Ордин.
Пессимистично оценивает результаты переговоров и директор стран СНГ Константин Затулин: «Еще по результатам поездки делегации «Газпрома» в Киев стало понятно, что договориться на двусторонней основе не удастся – Украина не собирается ни покупать российский газ по рыночной цене, ни позволять поставлять его в Европу».
Украина в качестве ответа «Газпрому» может увеличить цену за транзит, которая сейчас в 2–2,5 раза ниже, чем в Европе, считает Затулин. Но, по мнению эксперта, Россия от этого только выиграет: «При европейских ценах на транзит и на газ Россия сразу получает прибавку в $3 млрд, а с учетом того, что цены на газ растут гораздо быстрее стоимости транзита, выигрыш в будущем будет только увеличиваться. Переход на рыночное ценообразование может совершиться уже в 2006 году, и по значению он не уступит «оранжевой революции».