МТС заплатили Михаилу Барашу, основателю Barash Communications Technologies Inc., зарегистрированной в США, $28,05 млн за 51% акций. Вся компания обойдется крупнейшему российскому сотовому оператору не более чем в $55 млн «при соблюдении определенных условий».
По словам руководителя пресс-службы МТС Павла Нефедова, под этими условиями подразумеваются «стандартные формулировки», такие, как «форсмажор», при котором покупатель может отказаться от своих обязательств.
«Выход МТС на рынок Туркменистана является значимым этапом в реализации стратегии компании по расширению присутствия на рынках с высоким потенциалом роста», — заявил президент МТС Василий Сидоров.
За последний год покупка туркменского оператора — вторая крупная сделка МТС в Средней Азии. В июле 2004 года она купила 74% акций Uzdunrobita, крупнейшего сотового оператора в Узбекистане, за $121 млн. Каждый узбекский абонент оказался чуть дешевле туркменского — он обошелся не в $1 тыс., а всего в $800.
«Мы считаем Среднюю Азию регионом, где нужно вести себя активно. В Туркменистане примерно та же ситуация, что и в Узбекистане: мы покупаем перспективные направления работы на рынке с очень низким проникновением как сотовой, так и фиксированной связи, причем сотовая связь может оказаться рентабельней», — поясняет господин Нефедов. Но он признает, что в ближайшие несколько лет МТС удастся подключить только самых обеспеченных жителей Туркменистана: сотовая связь в республике считается атрибутом элиты.
О перспективности туркменской сделки участники рынка говорили еще в декабре 2004 года, когда впервые стало известно о покупке Barash и называлась даже цена, но переговоры затянулись.
«Я думаю, МТС пришлось договариваться не только с продавцом, но и с местными властями», — предполагает старший аналитик финансовой корпорации «УралСиб» Константин Чернышев».
С тех пор ситуация несколько изменилась: несмотря на то что Barash по-прежнему остается монополистом, контролирующим 97% республиканского рынка сотовой связи, у нее появился серьезный конкурент — министерство связи Туркменистана.
В марте 2005 года министерство учредило сотовую компанию Altyn Asyr GSM и выдало ей вторую по счету GSM-лицензию в республике. Целью создания «министерской компании», по мнению экспертов, было потеснить Barash с помощью более низких тарифов на услуги и, очевидно, с помощью административной поддержки.
Но большинство аналитиков сомневаются, что появление такого конкурента негативно скажется на деятельность МТС в Туркменистане. «Государственный оператор, в отличие от МТС, скорее всего, будет ориентироваться только на низкодоходных абонентов, поэтому через несколько лет стоимость Barash может в несколько раз возрасти, — считает Ольга Жилинская, аналитик инвестиционной компании «Ренессанс Капитал». — При этом среди стран СНГ рынок в Туркменистане один из самых быстрорастущих: доля ВВП на душу населения не сильно уступает аналогичному показателю в Украине».
«В следующем году Barash может увеличить свою абонентскую базу в 2–3 раза, но массовой сотовая связь в Туркменистане может стать только через несколько лет в случае изменения политической ситуации», — добавляет Оксана Панкратова, аналитик исследовательской компании iKS-Consulting.
МТС уже не впервой работать с госкомпаниями — в ее белорусской «дочке» местному правительству принадлежит 51% акций.