Оксане Робски не дали «Нацбест». А Дарье Донцовой дадут орден. Если первое событие было встречено частью просвещенной публики со злорадством, то второе этой же частью — с возмущением. Просвещенная публика так взволновалась, что совершенно упустила из виду, что орден Петра Великого первой степени в список государственных наград не входит, a учредила его организация с весьма загадочным названием — Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка. Академий у нас теперь не основывает только ленивый, а проблем в стране столько, что хватит на сто тыщ таких академий.
Но публика волновалась не столько из-за ордена, сколько из-за того, что Дарья Донцова получит его «за большой личный вклад и выдающиеся заслуги в области литературы». Вот этот «вклад в литературу» и вызвал ропот и колыхание общественности, по мнению которой Дарья Донцова не достойна никакой, даже этой игрушечной награды за свою деятельность.
А ведь если кому давать за вклад, то только Агриппине Аркадьевне (так в миру зовут писательницу Донцову). Вклад-то огромный — 64 книги, из них 62 романа. И это за шесть лет писательства. 10 с половиной романов в год.
По словам Дарьи Донцовой, она пишет книгу за месяц.
При таких скоростях остальные российские литераторы могут оставить писательство и заняться чем-нибудь другим, более полезным для общества, потому что Донцова пишет за всю отечественную литературную братию. И главное, что не зря пишет. Её книги покупают и читают. В отличие от номинантов «Национального бестселлера», в список которых Робски включили исключительно для того, чтобы награды, совершенно заслуженной, ей ни под каким видом не дать, а заодно и сделать рекламу самому мероприятию.
В прошлом году совокупный тираж книг Дарьи Донцовой составил более 46 млн экземпляров. Она трижды удостаивалась премии газеты «Книжное обозрение» — «Писатель года», дважды — «Бестселлер года», торговый дом «Библио-Глобус» признал её «aвтором года» и «именем года» в 2002-м. В конце концов, на литературной Площади звезд в Москве на Страстном бульваре есть звезда Дарьи Донцовой. И если в Москве аллей всяческих звезд столько же, сколько Академий проблем с безопасностью, то книготорговцы зря премию не дадут, они люди безжалостные, ни личные симпатии, ни интриги их не интересуют. Их интересуют тиражи. В конце концов, петербургское издательство «Нева» выпустило книгу «Кулинарные рецепты от Бездария Донцова» — вероятно, с рецептами ядов, и тут же схлопотало иск от «Эксмо».
Нет лучшего доказательства всенародного признания, чем появление пародий, особенно злых.
Но тут я, как всегда, задумалась. Ведь на самом деле самый выдающийся вклад в современную литературу внес метрополитен. Там потребляют все 46, а сейчас, наверное, уже под 50 млн книг Дарьи Донцовой.
Именно благодаря неразвитому личному транспорту мы и стали самой читающей страной в мире. Читать за рулем ведь невозможно.
Зато в метро тепло, светло и не очень трясет. И теперь, с развитием этого самого личного автотранспорта, мы стали терять свои позиции по части любви к чтению. Вся надежда — на автомобильные пробки, но, к сожалению, автомобиль вместо книги подсовывает радио. Чем выше благосостояние населения и технический прогресс, тем меньше это население тратит времени на литературу. Хотя книга по-прежнему остается источником знаний, если не считать интернет, конечно.
Книги Донцовой называют литературой для домохозяек. А ведь это не так. Класс домохозяек у нас малочисленный. Женщины, а именно они являются главным российским читателем, по-прежнему в основном работают и каждый день, сунув в сумку книжку в мягкой обложке, едут на работу и с работы в метро. Так что иронический детектив — это скорее литература современного рабочего класса. И судя по тиражам, довольно многочисленного. Женщина, работа и метро — вот на чем держится книготорговля в России. И на хрупкие женские плечи легла эта непосильная ноша — 62 романа Донцовой. Все 40 с лишним миллионов экземпляров.