В ночь на среду произошла вторая авария российской ракеты-носителя в течение последних суток. Накануне ракета-носитель «Молния-М», запущенная с космодрома Плесецк, потеряла военный спутник связи. А теперь конверсионная «Волна», изготовленная на базе морской баллистической ракеты РСМ-50 в ГРЦ им. Макеева, не вывела на расчетную орбиту аппарат Cosmos-1 по проекту «Солнечный парус». Запуск экспериментального спутника спонсировала американская общественная организация Cosmos Studios и Планетарное общество США. В ходе полета на нем предполагалось развернуть секции так называемого солнечного паруса и проверить технологию полета на солнечном ветре. Однако проблемы с ракетой-носителем фактически поставили крест на эксперименте.
«Волна» с Cosmos-1 стартовала во вторник в 23.46. Запуск произвели с борта российской атомной подводной лодки «Борисоглебск» (проект 667 БДРМ, шифр «Дельфин», по классификации НАТО – Delta IV), которая в тот момент находилась в акватории Баренцева моря в погруженном состоянии. Старт прошел в штатном режиме, сообщил позже главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Владимир Куроедов. «Проблем с запуском ракеты на борту лодки не было. Экипаж жив и здоров. И после выполнения этой задачи лодка продолжила выполнение поставленных перед ней командованием флота задач», — отметил он.
Спустя шесть минут аппарат должен был отделиться от ракеты-носителя, но в заданное время на расчетную орбиту не вышел.
Пока одни специалисты пытались наладить с Cosmos-1 связь, другие принялись выяснять причины происходящего. Как сообщил агентству «Интерфакс» источник в российских космических структурах, предварительно выяснилось, что при запуске космического аппарата с солнечным парусом произошли неполадки. Их причиной стала самопроизвольная остановка двигателей первой ступени ракеты-носителя. «Сбой, скорее всего, произошел на 83-й секунде – то есть еще до отделения космического аппарата от ракеты-носителя», — сообщил собеседник агентства.
В свою очередь представитель НПО Лавочника, которое является разработчиком Cosmos-1, сообщил, что аппарат действительно мог не отделиться от ракеты-носителя и упасть вместе с ней. Хотя утверждать это с уверенностью специалисты не могли, так как «сначала пришла противоречивая информация, что отделение аппарата от ракеты-носителя состоялось в штатном режиме». Поиск спутника продолжился, и к утру представитель миссии из Планетарного общества США сообщили, что «космический аппарат жив… мы считаем». Как сказал глава этой организации Брюс Мюррей, несколько наземных станций (на Камчатке, на Маршалловых островах, а также в Чехии) получили слабые сигналы с потерянного спутника в первые часы после запуска. Это может означать, что Cosmos-1 все же вышел на околоземную орбиту, но из-за преждевременной остановки двигателя на ракете-носителе ее параметры существенно отличаются от заданных. Официальный представитель миссии заявил, что поиски аппарата продолжаются.
Правда, смысла в этом, по всей видимости, уже нет. По данным специалистов российской Системы контроля космического пространства, «на утро среды аппарат «Солнечный парус» на орбите не обнаружен», сообщил агентству «Интерфакс» источник в Космических войсках. «Исходя из имеющейся на данный момент телеметрии, можно почти со 100-процентной уверенностью сказать, что спутник, к сожалению, потерян», — сообщил собеседник агентства в российском ракетно-космическом комплексе. По его словам, американские специалисты, вероятно, приняли за сигналы от спутника «какие-то шумы».
Это была уже вторая неудачная попытка запустить аппарат с солнечным парусом. Первый раз спутник Cosmos-1 на ракете-носителе «Волна» стартовал в июле 2001 года с той же подводной лодки «Борисоглебск». Тогда пуск и работа ступеней ракеты прошли успешно, но из-за отказа системы управления аппарат не отделился от носителя и вместе с верхней ступенью ракеты упал на Камчатке. Правда, к той неудаче разработчики спутника отнеслись с пониманием и вскоре заявили о подготовке нового «солнечного парусника». Российско-американская команда намеревалась довести испытания до успешного конца. Как они отреагируют на новую неудачу, пока неизвестно.