В четверг по факту железнодорожной катастрофы состава с мазутом в Тверской области Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения с химически опасными веществами). Как отметил замглавы Волжской прокуратуры Олег Петров, «нормативные сроки ликвидации аварии уже прошли — это шесть часов с момента аварии». По его словам, в пойму реки Вазузы продолжает стекать мазут из перевернувшихся цистерн. Правда, самый большой объем топлива вылился в реку в первые часы аварии, сейчас поток меньше.
На месте аварии работают около 300 человек и 40 единиц спецтехники. Как рассказал «Газете.Ru» замначальника пресс-службы МЧС России Виктор Бельцов, министерство сразу направило в район аварии уникальную технику, способную нейтрализовать до нескольких десятков тысяч тонн нефтепродуктов. «Спасатели установили тройное боновое заграждение ниже места выброса, поэтому по поверхности [реки] мазут не пройдет», — отметил Бельцов. Также он сообщил, что на месте работают спецмашины, производящие и сбрасывающие в реку нейтрализаторы мазута, способные связать его в толще воды и на дне реки. Затем получившийся коллоид соберет специальный вакуумный сборник.
Разлившееся по земле топливо стекает, по словам представителя МЧС, на выделенный спасателями и огражденный земляным валом участок. Бельцов отметил, что на земле топливо также свяжут спецреагентами, а затем весь загрязненный пласт земли срежут скреперами и отвезут на утилизацию.
Cейчас, по данным местных чиновников, мазутом загрязнено около половины поверхности в месте, где Вазуза впадает в Волгу.
Как сообщил замглавы Волжской природоохранной прокуратуры Олег Петров, в первой половине дня сотрудники прокуратуры спустились вниз по течению реки Вазуза на расстояние 50 км, передает «Интерфакс». «Около 70% проверенной площади было покрыто нефтяной пленкой». При этом зампрокурора отметил, что спасатели при помощи боновых заграждений «в значительной степени предотвратили дальнейший разлив нефтепродуктов».
Тем не менее, по словам экологов, для реки Вазузы происшедшее уже стало настоящей катастрофой.
Как пояснили «Газете.Ru» в «Greenpeace России», на восстановление экосистемы реки потребуется несколько сотен лет, даже если МЧС уберет весь мазут как из толщи воды, так и со дна («что практически невозможно»). Оценить возможный ущерб для Твери, расположенной в 170 км ниже по течению, а также для Иваньковского водохранилища (275 км), из которого Москва берет питьевую воду, экологи пока затрудняются, однако обещают внимательно следить за концентрацией нефтепродуктов в реке и сигнализировать о ее повышении.
По мнению экспертов МГУП «Мосводоканал», авария в Тверской области не приведет к изменению качества питьевой воды в Москве.
Водозабор для Москвы «Мосводоканал» осуществляет с Иваньковского водохранилища. «Расстояние от места аварии до водозаборов водопроводных станций Москвы составляет 275 километров. Чтобы вода из Вазузы достигла столицы, необходимо около месяца. Конструктивные особенности гидротехнических сооружений Москворецко-Вазузской и Волжской систем водоснабжения практически исключают попадание нефтепродуктов на водозаборы водопроводных станций Москвы», — рассказали эксперты РИА «Новости».
Ликвидация последствий аварии продолжается. Сейчас рабочие пытаются растащить опрокинувшиеся цистерны. По словам первого вице-президента ОАО РЖД Хасяна Забирова, специальная техника испытывает «большие сложности из-за влажности грунта». «Если бы не было речки, то мы просто оттащили бы цистерны в поле, а так мы просто не можем развернуться», — сказал он.
На время ликвидации аварии поезда дальнего следования пущены в обход, из-за чего время в пути пассажиров этих поездов увеличилось на 3,5 часа, пояснил первый вице-президент компании.
Зябиров также рассказал, что им удалось выяснить о самом происшествии: «Помимо того что рядом с местом крушения расположены сразу несколько водных объектов, естественно подтопляющих грунт, в момент катастрофы шел сильный дождь. И внутренняя нить радиуса на отрезке 7 метров опустилась на 120 миллиметров». Поэтому перекос нитей на повороте составил 230 миллиметров, что значительно ниже нормы. Машинист, который вел состав, почувствовал сильный боковой толчок и сначала просто снизил скорость до 20 километров в час и только потом применил экстренное торможение. Тормозной путь состава, состоявшего почти из 40 цистерн с мазутом, составил 350 метров.
Зябиров рассказал, что за 40 минут до прохождения грузового состава на этом же участке проходил пассажирский. Как сообщил машинист пассажирского поезда, никаких толчков в тот момент не было.
Говоря о вероятности повторения такого происшествия на других участках дороги, Зябиров сказал: «Таких участков у нас много, но везде службы пути ведут профилактические работы». Сейчас на ближайшие к месту крушения опасные участки дороги отправлены ревизоры для проверки состояния железнодорожного полотна.
Зябиров также пообещал, что РЖД компенсирует лишившейся груза компании понесенные убытки. А вот компенсирует ли РЖД вред, нанесенный природе и, соответственно, местным жителям, не сказал.