Первый секретарь департамента по приему новых членов Всемирной торговой организации (ВТО) Като Адриан в четверг усомнился в том, что Россия сможет договориться о вступлении в торговый клуб в течение 2005 года.
«Насколько я понял из докладов коллег, в отчете по России очень мало программ, которые можно назвать доведенными до конца», — заявил Като Адриан в интервью Reuters.
С мнением представителя ВТО согласны и российские эксперты. «Несмотря на то что переговоры идут полным ходом, договориться по всем вопросам к декабрю 2005 года кажется нереальным», — прокомментировала генеральный секретарь Российского национального комитета Международной торговой палаты Татьяна Монэгэн.
Тем не менее, по мнению чиновника ВТО, небольшие шансы на то, чтобы уложиться в 10 лет, у России, которая договаривается о членстве с 1995 года, все-таки остались. «Возможно, к сентябрю произойдет резкий прорыв в переговорах, тогда Россия сможет успеть к министерской конференции ВТО в Гонконге, запланированной на середину декабря этого года», — подсластил пилюлю Адриан.
В конце прошлой недели свое согласие на вступление России в ВТО дали Индонезия и Мексика. И главный российский переговорщик — директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков заявил, что Россия может стать участницей торгового клуба уже к концу года.
Но эти слова вряд ли могут служить серьезным ориентиром. Роль у Максима Медведкова незавидная: статус обязывает его отвечать на вопрос о перспективах России положительно, даже если для оптимизма нет особых оснований, чем он и занимается год за годом, после каждого раунда переговоров.
Едва ли не единственное исключение — июль прошлого года, когда Медведков откровенно признал: шансов на вступление в ближайшие три года у России немного. «Мы не можем прогнозировать, когда это произойдет, – разоткровенничался тогда переговорщик. – В наших планах – завершить этот процесс к 2005 году, чтобы в 2006 году представить парламенту параметры договоренностей». И эту реплику Медведков произнес после того, как российский президент дал понять: мы в ВТО не торопимся.
А в последнее время ситуация еще усложнилась, так как правительство, окрыленное данными расчетов о том, как экономика страны после присоединения к ВТО пойдет в гору, давит на переговорщиков с целью ускорить процесс.
«Для России гораздо важнее качество присоединения (то есть уступки, на которые мы согласимся при вступлении в организацию в разных секторах экономики), а не быстрота. С одной стороны, мы не намерены затягивать переговоры, с другой – вряд ли уступим ВТО в некоторых важных вопросах», — сказал «Газете.Ru» директор информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский.
Основным камнем преткновения в переговорах по присоединению по-прежнему остается цена на энергоресурсы, прежде всего — газ, поскольку Россия намерена сохранить цены ниже мировых. Члены ВТО видят в этом несправедливое преимущество российской промышленности перед мировой. Представители России отмечают, что еще дешевле газ продается в Венесуэле, но она уже в ВТО, и никаких претензий к ней не предъявляют.
Больше всего шансов попасть в ВТО в 2005 году из претендующих на это стран у Саудовской Аравии и тихоокеанской Республики Тонго (с годовым бюджетом около $50 млн, известной продажей гражданства своей страны). Шансы еще одного претендента, Вьетнама, Като Адриан оценивает как приблизительно равные нашим.
Като Адриан убежден, что у Украины есть все шансы попасть в торговый клуб раньше России, хотя и эта страна, по мнению представителя ВТО, вряд ли успеет договориться с ВТО к концу 2005 года. «У Украины на 12 подписанных протоколов с членами ВТО больше, чем у России», — пояснил секретарь департамента ВТО. «У Украины на первый план вышла политика, в связи с чем они делают много уступок ВТО», — прокомментировал успехи соседей Портанский.