Поводом для подачи исков против друг друга послужило недовольство американского Boeing чрезмерной, с точки зрения руководства компании, госсподдержкой, которая оказывается Евросоюзом компании Airbus в строительстве и продвижении на рынок гигантского авиалайнера A380.
Евросоюз ранее предложил США в обмен на уступку в вопросе с А380 сократить на 30% субсидии по новому проекту Airbus — самолету среднего размера А350. Этот самолет участниками рынка рассматривается как прямой конкурент новому самолету Boeing 787 Dreamliner.
Но представители США во вторник заявили, что такого сокращения недостаточно — ведь ЕС планирует в целом предоставить компании Airbus пакет помощи в размере $1,7 млрд. Предложение ЕС было отвергнуто Boeing, который назвал его заигрыванием с прессой. Конфликт вступил в новую фазу — сначала США, а спустя сутки и Евросоюз повторно подали жалобы в ВТО с просьбой разобраться в конфликте, признав тем самым, что длившиеся почти полгода — с момента подачи предыдущих жалоб — переговоры ни к чему не привели.
«Настойчивость Евросоюза по вопросу предоставления нового пакета помощи Airbus не оставляет нам выбора», — объяснил действия США Роб Портмен, представитель по торговле США.
В свою очередь комиссар по торговле ЕС Петер Мендельсон заявил, что нежелание США пойти на компромисс обойдется обеим сторонам конфликта в копеечку:
«Намечающееся разбирательство станет самым большим и дорогостоящим из всех, с которыми сталкивалась ВТО. Пройдут годы, а конкретного результата может так и не быть».
Один из работающих в Брюсселе юристов Чарльз де Жагер пояснил мнение Мандельсона: «ВТО редко принимает решение в пользу одной из спорящих сторон. Скорее всего, участие этой организации в разбирательстве приведет к тому, что и США, и ЕС лишатся возможности предоставлять определенные виды помощи производителям авиационной техники, считающим эту помощь жизненно важной».
На карту поставлен вопрос о предоставлении господдержки в размере $5 млрд для создания 250-местного Boeing 787, который должен быть представлен потенциальным покупателям уже в 2008 году, а также о помощи со стороны ЕС на развитие проекта Airbus A 350 на сумму $1,7 млрд.
Кроме того, предстоящие споры в ВТО приведут к обострению напряженности в трансатлантических торговых отношениях и могут сказаться на сокращении товарооборота между Европой и США, который сейчас оценивается в $750 млрд.
Обе стороны делали все, чтобы избежать рассмотрения этого вопроса в ВТО, но переговоры не привели к положительному результату. До недавнего времени Америка и Европа действовали в соответствии с соглашением 1992 года, в котором были прописаны правила предоставления помощи авиастроительным компаниям.
Однако ситуация резко изменилась после того, как в 2003 году Boeing уступила лидерство по числу проданных самолетов своему главному конкуренту — Airbus.
В прошлом году Airbus продал 320 авиалайнеров и получил прибыль в размере $25 млрд, в то время как Boeing выпустил 285 самолетов и заработал $22,4 млрд.
Тогда компании-конкуренты принялись подсчитывать друг у друга объем госсубсидий и жаловаться в ВТО на нечестную конкуренцию. В январе 2005 года Брюссель и Вашингтон подали идентичные жалобы в ВТО, однако затем дали себе трехмесячный срок на мирное урегулирование этого вопроса. Еще в апреле президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу был уверен, что Европейский союз и США смогут мирным путем разрешить спор. Но процесс переговоров между сторонами вновь зашел в тупик и привел к новым двусторонним жалобам в ВТО.
Конфликт между Boeing и Airbus продолжается уже десять лет, поскольку как ЕС, так и США субсидируют свои авиастроительные компании. По официальному заявлению ЕС, ежегодные размеры помощи расположенной в Тулузе компании Airbus с 1992 года составляют около $3,7 млрд. Эти деньги покрывают около 33% стоимости разработки новых моделей. Согласно условиям предоставления помощи, ссуды соотносятся с количеством акций предприятия, принадлежащих государству.
Что касается размеров помощи в США, то, по мнению ЕС, платежи в пользу Boeing за тот же период превысили $29 млрд. В эту сумму вошли как предоставленные прямые бюджетные субсидии и спонсорская помощь исследованиям со стороны министерства обороны США, так и предоставление налоговых льгот и благоприятного режима для экспорта продукции. Кроме того, сюда включена часть выплат из бюджета США на развитие инфраструктуры Boeing.