Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Воздушные жалобы

,
Авиакомпании Boeing и Airbus снова направили жалобы во Всемирную торговую организацию: компании обвиняют друг друга в получении незаконных госсубсидий. Конфликт между европейским и американским производителями гражданских самолетов уже стал крупнейшим за всю историю существования ВТО, а в ближайшие годы станет и самым дорогостоящим.

Поводом для подачи исков против друг друга послужило недовольство американского Boeing чрезмерной, с точки зрения руководства компании, госсподдержкой, которая оказывается Евросоюзом компании Airbus в строительстве и продвижении на рынок гигантского авиалайнера A380.
Евросоюз ранее предложил США в обмен на уступку в вопросе с А380 сократить на 30% субсидии по новому проекту Airbus — самолету среднего размера А350. Этот самолет участниками рынка рассматривается как прямой конкурент новому самолету Boeing 787 Dreamliner.

Но представители США во вторник заявили, что такого сокращения недостаточно — ведь ЕС планирует в целом предоставить компании Airbus пакет помощи в размере $1,7 млрд. Предложение ЕС было отвергнуто Boeing, который назвал его заигрыванием с прессой. Конфликт вступил в новую фазу — сначала США, а спустя сутки и Евросоюз повторно подали жалобы в ВТО с просьбой разобраться в конфликте, признав тем самым, что длившиеся почти полгода — с момента подачи предыдущих жалоб — переговоры ни к чему не привели.

«Настойчивость Евросоюза по вопросу предоставления нового пакета помощи Airbus не оставляет нам выбора», — объяснил действия США Роб Портмен, представитель по торговле США.

В свою очередь комиссар по торговле ЕС Петер Мендельсон заявил, что нежелание США пойти на компромисс обойдется обеим сторонам конфликта в копеечку:

«Намечающееся разбирательство станет самым большим и дорогостоящим из всех, с которыми сталкивалась ВТО. Пройдут годы, а конкретного результата может так и не быть».

Один из работающих в Брюсселе юристов Чарльз де Жагер пояснил мнение Мандельсона: «ВТО редко принимает решение в пользу одной из спорящих сторон. Скорее всего, участие этой организации в разбирательстве приведет к тому, что и США, и ЕС лишатся возможности предоставлять определенные виды помощи производителям авиационной техники, считающим эту помощь жизненно важной».

На карту поставлен вопрос о предоставлении господдержки в размере $5 млрд для создания 250-местного Boeing 787, который должен быть представлен потенциальным покупателям уже в 2008 году, а также о помощи со стороны ЕС на развитие проекта Airbus A 350 на сумму $1,7 млрд.

Кроме того, предстоящие споры в ВТО приведут к обострению напряженности в трансатлантических торговых отношениях и могут сказаться на сокращении товарооборота между Европой и США, который сейчас оценивается в $750 млрд.

Обе стороны делали все, чтобы избежать рассмотрения этого вопроса в ВТО, но переговоры не привели к положительному результату. До недавнего времени Америка и Европа действовали в соответствии с соглашением 1992 года, в котором были прописаны правила предоставления помощи авиастроительным компаниям.

Однако ситуация резко изменилась после того, как в 2003 году Boeing уступила лидерство по числу проданных самолетов своему главному конкуренту — Airbus.

В прошлом году Airbus продал 320 авиалайнеров и получил прибыль в размере $25 млрд, в то время как Boeing выпустил 285 самолетов и заработал $22,4 млрд.

Тогда компании-конкуренты принялись подсчитывать друг у друга объем госсубсидий и жаловаться в ВТО на нечестную конкуренцию. В январе 2005 года Брюссель и Вашингтон подали идентичные жалобы в ВТО, однако затем дали себе трехмесячный срок на мирное урегулирование этого вопроса. Еще в апреле президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу был уверен, что Европейский союз и США смогут мирным путем разрешить спор. Но процесс переговоров между сторонами вновь зашел в тупик и привел к новым двусторонним жалобам в ВТО.

Конфликт между Boeing и Airbus продолжается уже десять лет, поскольку как ЕС, так и США субсидируют свои авиастроительные компании. По официальному заявлению ЕС, ежегодные размеры помощи расположенной в Тулузе компании Airbus с 1992 года составляют около $3,7 млрд. Эти деньги покрывают около 33% стоимости разработки новых моделей. Согласно условиям предоставления помощи, ссуды соотносятся с количеством акций предприятия, принадлежащих государству.

Что касается размеров помощи в США, то, по мнению ЕС, платежи в пользу Boeing за тот же период превысили $29 млрд. В эту сумму вошли как предоставленные прямые бюджетные субсидии и спонсорская помощь исследованиям со стороны министерства обороны США, так и предоставление налоговых льгот и благоприятного режима для экспорта продукции. Кроме того, сюда включена часть выплат из бюджета США на развитие инфраструктуры Boeing.

Новости и материалы
В Литве раскритиковали звонок Шольца Путину
Учительницу отправили в тюрьму за совращение 18-летнего ученика
Аналитик раскрыл сроки реализации плана Трампа по Украине
Число новых кредиток на руках россиян упало до минимума с начала года
Одноклубник Овечкина подрался с хоккеистом, травмировавшим россиянина
В России представили эксклюзивный шлем Apple Vision Pro за 2 млн рублей
В Екатеринбурге скорая помощь везла в больницу тяжелого пациента и сбила девушку
В Пензе подростки сожгли вышки сотовой связи за 20 тыс рублей
На Украине признали продвижение российских войск на нескольких направлениях
Макрон пожал руку Лаврову на саммите G20
Губернатор рассказал о последствиях атаки дронов ВСУ на Брянскую область
Стало известно о контактах европейцев с командой Трампа ради давления на Россию
Федосеева-Шукшина о подаренной Левкиным иконе: «Я аж ахнула!»
Толпа мигрантов устроила штурм отдела полиции в Екатеринбурге
В «Вашингтоне» раскрыли подробности о состоянии Овечкина, получившего травму
Брянскую и Белгородскую области атаковали 13 дронов
Крупнейший покупатель российских алмазов резко сократил закупки
В Британии сообщили Украине «неприятную реальность» о Storm Shadow
Все новости