Федеральная служба по тарифам России (ФСТ) приняла решение уравнять тарифы на перевозку российской и импортной железной руды, поставляемой через сухопутную границу России и Украины. Рассмотрение вопроса об установлении исключительных тарифов было инициировано ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК).
Положительное решение чиновников дает «Магнитке» преимущество в ценовом противостоянии с российскими поставщиками железорудного сырья.
В мае, не договорившись о ценовых тарифах, отгрузку руды на комбинат прекратили сразу три основных поставщика «Магнитки» – Михайловский и Лебединский ГОКи, а также казахстанское Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (ССГПО). На их долю приходится более 80% всех поставок сырья на ММК.
«Магнитка» обеспечена собственным сырьем лишь на 10%, поэтому руководству комбината пришлось срочно искать альтернативные пути решения сырьевой проблемы. Практически сразу после прекращения поставок стало известно, что руководство ММК ведет переговоры о покупке украинского Полтавского ГОКа. Закупать сырье украинского ГОКа «Магнитка» планирует уже с этого месяца.
Начав переговоры с руководством Полтавского ГОКа, «Магнитка» сразу же озаботилась вопросом железнодорожных тарифов на перевозку руды с Украины и обратилась в ФСТ с просьбой унифицировать их с ценами внутреннего рынка.
Раньше поставки сырья с Украины обходились бы ММК намного дороже, чем со стороны российских производителей. По данным ММК, тарифная ставка на транспортировку сырья от границы России с Украиной до комбината была в три раза выше, чем величина транспортного тарифа от Лебединского ГОКа.
Решением ФСТ на комбинате очень довольны. То обстоятельство, что для поставщиков сырья из зарубежья будут действовать внутрироссийские тарифы, согласно заявлению ММК, будет способствовать развитию рыночных отношений на российском рынке металлургического сырья.
Бывшие поставщики «Магнитки», впрочем, придерживаются совсем другого мнения. В ЗАО «Металлоинвест» (управляющая компания Михайловского и Лебединского ГОКов) считают, что данная мера вызовет замещение части российского сырья на украинскую продукцию, приведет к неизбежному снижению объемов производства российскими горнорудными предприятиями и сокращению налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
«Для Михайловского и Лебединского ГОКов уменьшение объемов производства может составить около 20%, что приведет к потере бюджета в виде налоговых поступлений в размере около 3 млрд рублей в год», — говорится в совместном заявлении ГОКов.
Помимо Магнитки, решение ФСТ оказалось на руку ОАО «Российские железные дороги», ведь унифицированный тариф, согласно договоренностям, будет действовать только при перевозке руды в российских вагонах. А это, согласно расчетам ММК, позволит РЖД получить дополнительных доход в размере более 1 млрд рублей.
По признанию экспертов на рынке, унификация тарифов на перевозку железорудного сырья, действительно, может осложнить жизнь российским горно-добывающим предприятиям. Но и Магнитогорскому меткомбинату вряд ли удастся полностью закрыть свои потребности в сырье поставками с Украины. Кроме того, как ранее пояснял «Газете.Ru» начальник аналитического отдела ИК «Интерфинтрейд» Халиль Шехмаметьев, переход на сырье украинских производителей потребует от ММК дополнительных затрат, потому что «украинская руда по качеству уступает сырью российских поставщиков «Магнитки».