Мировой сектор авиаперевозок может понести огромные убытки из-за высоких цен на топливо. Международная ассоциация авиатранспорта (IATA) в этом году прогнозирует потерю в $6 млрд, что на $500 тыс. больше прогноза, сделанного в апреле (исходя из нефтяных котировок на уровне $47 за баррель). В 2004 году отрасль потеряла $4,8 млрд.
«В отрасли продолжается кризис, расходы на топливо в $83 млрд сводят на нет всю прибыль», — сказал генеральный директор IATA Джованни Бисиньяни ($83 млрд — общемировой прогноз затрат на авиакеросин всех перевозчиков). Причем катастрофическое снижение прибыли происходит на фоне роста мирового объема пассажирских перевозок.
Пассажиропоток мировых авиакомпаний вырос на 8,7% за первый квартал 2005 года, но это не привело к росту доходности перевозчиков из-за взлетевших цен на топливо, сообщил гендиректор IATA.
Бисиньяни заявил, что в сложившейся ситуации руководство IATA практически лишено возможности как-то изменить ситуацию в авиационной отрасли.
IATA не раз со времени начала кризиса обращалась к правительствам ведущих мировых государств с просьбой сократить налоги на авиапервозки, отменить жесткий госконтроль и создать независимый проверяющий орган, чтобы максимально упростить работу компаний, но тщетно, заявляет глава ассоциации.
С января 2005 года Евросоюз, наоборот, повысил налоги на авиакомпании. «А планы Европы – выручить $7,8 млрд за счет обложения воздушного транспорта немыслимыми налогами, на мой взгляд, худшее решение в данной ситуации», — возмущается Бисиньяни.
В апреле цены на авиатопливо побили очередной рекорд — $60 за баррель. Потом они (параллельно с ценой на нефть) начали снижаться, но опустились лишь до $50.
Ситуация у российских компаний не сильно отличается от общемировой. У нас рост тарифов — следствие не только продолжающегося роста цен на авиатопливо, но и укрепления курса рубля по отношению к доллару.
Авиакомпания «Аэрофлот» предполагает в нынешнем году повысить тарифы в среднем на 8–10%. Об этом заявил коммерческий директор Евгений Бачурин. Рост тарифов затронет главным образом сегмент авиаперевозок стоимостью $650–900 за билет в основном на европейских маршрутах.
Рост цен на топливо негативно повлиял и на финансовые показатели авиакомпании «Сибирь». Пиар-менеджер «Сибири» Илья Новохатский рассказал «Газете.Ru»: «Если еще в 2004 году траты на топливо составляли 30% от общих затрат, то в 2005 году это уже 50%. Про будущее сказать ничего хорошего не могу, цены будут только повышаться».