Идею референдума по жизненно важным вопросам разрабатывала группа левых политиков еще с лета прошлого года. Свои вопросы предлагали коммунисты во главе с Геннадием Зюгановым, бывший лидер блока «Родина» Сергей Глазьев и даже писатель Эдуард Лимонов. Вероятность проведения голосования изначально была близка к нулю, поскольку еще до возникновения идеи Госдума приняла президентский законопроект «О референдуме», который до предела усложнил процедуру всенародного волеизъявления. Попытки оппозиции тем самым изначально казались сизифовым трудом. Несмотря на это, к началу апреля был готов итоговый список вопросов из семнадцати пунктов. В основном они касались социально-экономических тем. Левые, в частности, хотели спросить граждан, должен ли МРОТ соответствовать прожиточному минимуму, должен ли утратить силу закон № 122 о монетизации льгот, надо ли национализировать недра и многие промышленные объекты, надо ли вернуть всенародные выборы губернаторов, пришла ли пора ввести нормы ответственности президента и правительства за снижение уровня жизни. Чтобы не создавать общероссийскую инициативную группу, пробный референдум оппозиция попыталась устроить сначала только в Москве. Тем не менее 20 апреля на своем заседании Центризбирком признал неконституционными 15 из 17 представленных левыми вопросов и счел, что можно спросить у народа только, надо ли сохранить действующие отсрочки от призыва и стоит ли вернуть выборы в Госдуму по одномандатным округам. ЦИК указал на то, что забракованные вопросы касаются федерального бюджета, внутренних финансовых обязательств государства и влекут в случае их принятия дополнительные расходы бюджета. А это прямо запрещено законом «О референдуме».
Оппозиция с доводами не согласилась и пошла в Верховный суд. Левые упирают на то, что собственно изменения финансовых обязательств России не происходит. «Если прочитать формулировку в законе о референдуме, то там речь идет не о бюджете вообще, не о каком-то гипотетическом бюджете, а о бюджете текущем, — заявил сегодня в суде зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. — Таковым является бюджет 2005 года. Ни этот бюджет, ни даже проект бюджета на 2006 год наши вопросы не затрагивают». Свои речи в суде в понедельник зачитали также Сергей Глазьев и Геннадий Зюганов. Юридическую базу 25 страничной жалобы почти целый день разъяснял адвокат КПРФ Вадим Соловьев. В итоге рассмотрение иска отложили: впереди еще аргументы ответчика — юристов ЦИК, прения сторон. В общем, окончательное решение будет принято, ориентировочно, к концу недели, но своими прогнозами участники процесса делятся уже сейчас.
«По закону ситуация такова, что, если нам откажут хотя бы в одном вопросе, инициативная группа уже не может организовывать референдум и надо собирать новую», — пояснил «Газете.Ru» Иван Мельников. По его словам, никаких иллюзий у истцов нет. Несмотря на это, коммунисты рассчитывают хотя бы на частичную победу. «То, что мы делаем, в математике называется методом последовательного приближения», — рассказал Мельников. По его словам, смысл затеи состоит в том, чтобы отстоять хотя бы часть пунктов, и тогда можно будет заново собирать инициативную группу, которая вынесет на референдум узаконенные вопросы. Мельников уверен, что по целому ряду пунктов позиция ЦИК очень слаба и их правоту легко будет обосновать в ходе заседания. «Легко будет отстоять вопрос о том, чтобы МРОТ был на уровне прожиточного минимума и вопрос о предоставлении каждой фракции в Государственной думе права на один час эфирного времени на телевидении», — убежден Мельников. А вот в шансах, что суд признает правомерными вопросы по восстановлению сбережений, сгоревших в 1991 году, и по установлению прогрессивной шкалы налогообложения, зампред Зюганова сильно сомневается.
В свою очередь, Глазьев полагает, что истцам удастся доказать правоту примерно по десяти вопросам. «ЦИК прислал в суд зеленых экспертов, чиновников низкого ранга, это говорит о его халатном отношении к делу», — сказал Глазьев «Газете.Ru».
Политик уверен, что аргументы ЦИКа поверхностны и никаким образом не доказывают, что вопросы действительно касаются бюджета. «Нет ни одного финансового просчета, в заключении ЦИК — одни отписки», — считает он. «По идее, любые вопросы, выносимые на референдум, касаются бюджета — например, недавно состоявшееся волеизъявление по объединению Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов. Просто в каких-то вопросах власть допускает референдум, в каких-то нет», — заметил в интервью «Газете.Ru» адвокат СПС Вадим Прохоров, который пришел в суд в качестве наблюдателя. Юрист прогнозирует, что наибольшие шансы на признание в суде имеет вопрос о восстановлении губернаторских выборов.
Но на самом деле смысл для левых вовсе не в юридических разбирательствах. «Референдум — это предлог, причина, которая ведет к конфронтации оппозиции и власти, должна быть политическая борьба», — объяснил «Газете.Ru» писатель Эдуард Лимонов. Бороться таким образом левые могут еще полтора года. В 2007 году никаких референдумов по закону проводить будет уже нельзя.
Это год выборов в Госдуму. На всякий случай есть и крайний вариант. «Если нам не дадут организовать официальное волеизъявление, мы сами сформируем комиссии, свой ЦИК и создадим свои участки, куда пригласим граждан высказать свою точку зрения», — поделился планами Иван Мельников. Правда, никакой юридической силы такая акция, разумеется, иметь уже не будет.