Менеджеры региональных подразделений Boeing Джеймс Эйлес, Джэнин Превитт и Тейлор Смит подали иск против авиаконцерна от имени правительства США в федеральный суд города Вичита, где расположен один из сборочных заводов Boeing. Истцы утверждают, что высшее руководство авиаконцерна допустило использование около 2 тыс. комплектующих с производственными дефектами при промышленной сборке 32 лайнеров.
Общая сумма компенсационных выплат по иску менеджеров Boeing может составить около $1,5 млрд.
Поставщиком бракованных деталей выступала калифорнийская корпорация Ducommun. Согласно исковому заявлению, недостатки системы контроля качества продукции позволили Boeing использовать бракованные детали, произведенные компанией Ducommun, без стандартных сопроводительных документов.
Некачественные детали, в основном крепления для фюзеляжей, были задействованы при производстве лайнеров моделей Boeing 737, 747, 757 и 767 в период с марта 1998 по ноябрь 2004 года.
По данным истцов, самолеты поставлялись военно-морским и военно-воздушным силам Америки, а также за рубеж – в Японию, Италию, Турцию и Австралию.
Большая часть лайнеров, при производстве которых авиаконцерн использовал бракованные детали, по мнению экспертов авиационной отрасли США, были задействованы в качестве передвижных госпиталей и на спецрейсах для перевозки высокопоставленных чиновников Пентагона.
Шесть самолетов Boeing 747 с деталями, произведенными компанией Ducommun, американские ВВС используют в рамках национальной программы противоракетной обороны.
Иск менеджеров Boeing основан на действующем в США законе о распространении ложных сведений (False Claims Act), который юридически запрещает американским компаниям дезинформировать правительство с целью получить выгодный государственный заказ. «Этот закон позволяет частным лицам подавать иски к корпорациям от имени правительства США, — пояснил прокурор штата Канзас Эрик Мелгрен. – Если суд признает претензии справедливыми, то истцы получат 30% общей суммы назначенных компенсационных выплат».
Пять лет назад суд признал Boeing виновной в использовании дефектных деталей при производстве вертолетов. Корпорация была вынуждена выплатить государству неустойку в размере $54 млн. Тогда истцом выступил Бретт Роби, инженер одной из компаний в штате Огайо, поставлявшей комплектующие для Boeing. По решению суда в его пользу авиаконцерн перечислил $10,5 млн.
По мнению отраслевых экспертов, компания Ducommun едва ли стала бы рисковать своей репутацией, сознательно поставляя дефектные авиакомплектующие для Boeing. «Зная Ducommun, я был бы очень удивлен, если бы эта компания намеренно сбывала брак для лайнеров Boeing, — заявляет аналитик компании JSA Research Пол Нисбет. — Похоже, что в Ducommun дала сбой система контроля за качеством продукции».