Впервые ярмарка заполняет собой всю кубатуру здания и в последний раз проходит по старым правилам. Скорее всего, именно наплыв участников (в этом году здесь фигурируют 53 галереи, из которых почти половина – иностранцы) побудил организаторов объявить о грядущей «монетизации льгот». Долгое время компания «Экспо-Парк. Выставочные проекты» рассматривала «Арт-Москву» в качестве любимого детища – не то чтобы в чем-то инвалидного, но требующего попечения из-за субтильной комплекции и капризного характера. Теперь дитя считается прочно вставшим на ноги: со следующего года «Экспо-Парк» планирует отменить дотации на некоммерческие проекты и поднять арендную плату за стенды.
Конъюнктура рынка вселяет в устроителей надежду, что современное искусство начнет-таки приносить прибыль.
Нынешняя россыпь нонпрофитных проектов должна восприниматься как прощальный букет (впрочем, в полный отказ от этой практики верится с трудом – вероятно, будут найдены другие формы финансирования лакомых сюжетов). В рамках прежней схемы в этот раз поместились и «Питерские» – обзор тамошней арт-сцены глазами Марата Гельмана, и выставка хорватского концептуалиста Брацо Димитриевича, и традиционный показ нескольких частных коллекций актуального искусства. Видный куратор и теоретик Екатерина Деготь представляет сразу два проекта – один рафинированный, где международная компания деятелей видеоарта попробует трактовать любое движение на экране как заведомо смешное (это апелляция к давнему, рожденному на заре кинематографа пониманию), другой же — отвязно-демократичный: группа российских авторов поупражняется на тему «Искусство для Playboy». Самарская экспозиция «В поле зрения» будет исследовать офтальмологический аспект искусства: идея оформилась после общения с людьми, теряющими или окончательно потерявшими способность видеть. А в фойе ЦДХ на радость зевакам развернется подобие монументально-декоративного комбината – здесь пойдет прилюдный процесс подготовки к будущему московскому «Параду коров».
Анонсы не предвещают ничего скандального, но поди знай, как что повернется. Радикалы полны задора, мракобесы не дремлют. Только-только устроителям январской выставки «Россия-2» удалось отбояриться от иска ревнителей православной нравственности: прокуратура не обнаружила в действиях художников состава преступления. Но организация эта, как известно, весьма лабильна, в другой раз может и передумать.
Так что в превентивных целях ярмарка получила подзаголовок «Территория искусства. Без цензуры», а на всех без исключения стендах будет красоваться предупреждение: «Людям с повышенной чувствительностью просмотр не рекомендуется».
Формулировка небезупречна, конечно, поскольку искусство в принципе не рассчитано на толстокожих, но смысл понятен: если не готовы к экспериментам и эскападам, оставайтесь дома.
Вокруг «Арт-Москвы» развернется обширная культурная программа – и в дружественных галереях, и в ЦДХ. В частности, здесь пройдет трехраундная конференция «Современное искусство: русское зарубежье». Ожидается и публичный диспут между Дмитрием Гутовым и Никасом Сафроновым на тему о том, какое искусство зрителю нужнее – интеллектуальное или потребительское. Хотя критерии давно перепутаны и разница чаще всего лежит в сфере позиционирования. Товаром может оказаться что угодно, чему сама ярмарка служит ярким подтверждением. В некоторых случаях, правда, галерейное радение насчет прибыли сопровождается манифестацией эстетических приоритетов и даже гражданской позиции.
Скажем, показ галереей «Ковчег» рисунков Павла Шевелева, сделанных на судебных слушаниях по делу Ходорковского--Лебедева, воспринимается именно как недвусмысленная акция.
Перефразируя известную митьковскую формулу, можно сказать: искусство никого не хочет победить, но желает высказываться по насущным вопросам. Какие из этих высказываний останутся мимолетным мусором, а какие превратятся в завтрашнюю классику, решит, конечно, время. Но и не в последнюю очередь покупательский кошелек. Из всех лотерей эта самая интерактивная: делая крупные ставки, можно повлиять на ход лототрона. Не зря результаты продаж на «Арт-Москве» остаются у нас едва ли не единственным катализатором дальнейшего роста цен на современную изопродукцию. Покупая здесь того или иного автора, автоматически способствуешь удорожанию его работ, в том числе и той, которую приобрел. Для прочих ярмарка остается аттракционом, где не грех и всплеснуть руками от удивления, и зажмуриться от скабрезности. Одна только просьба: не бегите сразу с заявлением в околоток. Сказано же, территория искусства – на ней и следует разбираться.
9-я Международная художественная ярмарка «Арт-Москва 2005». ЦДХ, 24–29 мая.