Оправдательный вердикт был вынесен присяжными в Северо-Кавказском окружном военном суде, где проходили слушания, четверо подсудимых оправданы по всем пунктам предъявленного обвинения.
Напомним, в январе 2002 года в штаб федеральных войск поступила информация о том, что под Шатоем обнаружены известный полевой командир Хаттаб и около 20 арабов-наемников. Армейское командование приняло решение выбросить десант для поимки или уничтожения боевиков. 11 января группа, в числе которой были капитан Ульман, лейтенант Александр Калагинский и прапорщик Владимир Воеводин, была высажена у селения Дай, где и получила задачу блокировать дорогу и по рации передавать сведения о передвижении автотранспорта. Один из проезжавших «УАЗиков» приказу остановиться не подчинился, после чего военные открыли по нему огонь. Когда машина остановилась, выяснилось, что боевиков в ней нет. Из шести пассажиров – гражданских лиц – один был убит, один ранен. Допросив задержанных, капитан Ульман связался со своим непосредственным начальником майором Перепелевским, который и отдал капитану приказ расстрелять оставшихся в живых.
Уже после начала судебного процесса майор Перепелевский заявил, что лишь передал подчиненным полученный им ранее приказ полковника Плотникова, курировавшего проведение операции и проходящего в этом деле только в качестве свидетеля.
Приказ командира военные выполнили, после чего, чтобы скрыть следы, попытались взорвать автомобиль фугасным снарядом, когда это не удалось, машину полили бензином и сожгли. Об уничтожении шестерых мирных жителей Ульман доложил полковнику Золотареву, отвечавшему в ходе этой операции за связь с группами, десантировавшимися в Шатойском районе.
Сразу после этого рапорта начался первый процесс, закончившийся оправдательным приговором. 11 мая 2004 года суд на основании вердикта присяжных оправдал обвиняемых на том основании, что они лишь выполняли приказ командования. Однако после обжалования приговора военной прокуратурой коллегия Верховного суда пересмотрела результаты дела и вернула дело на пересмотр. Повторное судебное разбирательство по делу Ульмана началось 18 января 2005 года.
Никто из десантников свою вину по-прежнему не признал, и присяжные сочли доказанным факт, что Эдуард Ульман и его подчиненные Воеводин и Калаганский действовали в соответствии со своими служебными обязанностями, согласно сложившейся обстановке.
Председательствующий на суде Станислав Жидков после оглашения вердикта объявил каждого из подсудимых оправданным по каждому из предъявленных пунктов обвинения.
На следующем заседании суда, которое состоится в пятницу, будут обсуждены процессуальные вопросы. Если военная прокуратура вновь не обжалует оправдательный приговор, Эдуард Ульман получит возможность продолжить службу в рядах российских вооруженных сил.
Оправдательный приговор присяжных Ульману и его подчиненным стал полной неожиданностью для председателя Комитета солдатских матерей Валентины Мельниковой. В интервью «Газете.Ru» она сообщила, что «это очень плохая новость, мы даже не могли себе представить, что по этому делу вновь будет вынесен оправдательный приговор». «Понимаете, данный приговор демонстрирует абсолютно человеконенавистнические настроения обывателей по отношению к чеченскому народу, — считает Валентина Мельникова. — Фактически, у военных теперь развязаны руки: можно кого угодно и где угодно убивать, сжигать, насиловать и быть при этом абсолютно уверенным в своей безнаказанности, ведь всегда можно сослаться на приказ командования и на сложившуюся оперативную обстановку».
Оправдательный приговор не был бы возможен, если бы не присяжные. Так заявил после суда гособвинитель Николай Титов.
«Любой юрист понимает, что принятое присяжными решение не отвечает закону. Но присяжные не юристы, — сказал он «Интерфаксу». — Несмотря на то что мы в максимально доступной форме убеждали присяжных в совершенном преступлении, они высказали свое мнение, за которое можно держать ответ только по совести».
В Чечне приговор по делу Ульмана тоже вызвал возмущение. «Если народ не устраивает многотысячные митинги, не организует марши протеста, не перекрывает важнейшие коммуникации, это не означает, что тысячи жителей Чеченской республики и других регионов России довольны тем, как идет данный судебный спектакль, — заявил председатель чеченского госсовета Таус Джабраилов. — Если люди, которые расстреляли ни в чем не повинных жителей Шаройского района, а затем подорвали их трупы и сожгли их, не совершили преступление, то я не знаю, кого и за какие деяния можно назвать преступником. Идет манипуляция словами и терминами типа: «был отдан приказ», «не был отдан приказ». Между тем факт уничтожения невинных людей налицо. Хрупкое доверие населения, которое с трудом завоевывала власть на месте, может быть после сегодняшнего решения суда присяжных основательно подорвано».
По словам Джабраилова, родные и близкие пострадавших, скорее всего, обжалуют приговор в Верховном суде.
Впрочем, здесь надо будет поработать адвокатам. Дело в том, что приговор, вынесенный присяжными, считается окончательным, а обжалованию подлежит только в том случае, если речь идет о процессуальных нарушениях
Соседей убитых чеченцев приговор тоже шокировал. «Население Шатойского, Шаройского и Итум-Калинского районов постоянно интересовалось ходом судебного разбирательства, и мы все ожидали, что приговор будет справедливым, но то, что произошло сегодня, невозможно ничем оправдать, — сказал глава администрации Шатойского района Саидхасан Дузаев. — Мы полностью разочарованы тем, что творится в Ростове на судебном заседании. Можно убивать кого угодно на территории Чеченской республики, если за убийство мирных людей лиц, совершивших это, полностью оправдывают».
«Газета.Ru» будет следить за завершением этого процесса.