Информация о готовящейся сделке появилась на лентах агентства Bloomberg. О деталях сделки в обеих компаниях не распространяются. В «Северстали» «Газете.Ru» лишь сообщили, что подобных проектов у компании сейчас хватает, но до заключения окончательных договоренностей об их деталях говорить преждевременно.
Официальный представитель мексиканской компании Франциско Ордуна оказался более разговорчивым: он подтвердил, что «Северсталь» действительно рассматривает возможность покупки, слияния или заключения партнерства с AHMSA. По его словам, в настоящее время специалисты российской компании проводят процедуру due-diligence (оценку состояния продаваемого предприятия. – «Газета.Ru»).
Мексиканская Ahmsa, как и канадская компания Stelco, за покупку которой «Северсталь» безуспешно боролась с ноября 2004 года, — банкрот. В 1999 году в связи с мировым перепроизводством стали и, как следствие, — резким падением цен на продукцию металлургов компания не смогла погасить облигации и рассчитаться с кредиторами. На тот период долговые обязательства Ahmsa составляли порядка $1,8 млрд.
Но постепенно ситуация на стальном рынке выровнялась, стоимость металла выросла, а финансовое положение мексиканской компании стабилизировалось.
Эксперты на рынке новостям об очередной вылазке «Северстали» за рубеж не удивляются. Наталья Кочешкова из ИК «Финам» напоминает, что «за прошедший год российским металлургам благодаря высоким ценам на сталь удалось аккумулировать достаточный объем денежных средств, которые сейчас расходуются согласно стратегиям развития компаний».
В планах руководства «Северсталь-групп» — вхождение компании в пятерку мировых лидеров отрасли с объемом производства около 100 млн тонн стали в год (в среднесрочной перспективе). Пока до этого далеко: в 2004 году все предприятия, принадлежащие «Северстали», произвели чуть менее 13 млн тонн. Производственные мощности Ahmsa составляют 3,7 млн тонн.
Аналитики неоднократно высказывали опасения, что покупка проблемных активов может негативно сказаться на отчетности «Северстали» и вкупе с прогнозируемым спадом в металлургической отрасли будет способствовать снижению рентабельности компании.
Впрочем, «у Северстали уже есть опыт по реабилитации таких активов», — напоминает Наталья Кочешкова, намекая на американское предприятие-банкрот Rouge Industries, которое «Северсталь» приобрела в 2004 году и уже сумела вывести на уровень рентабельности. В конце прошлого года активы компании также пополнились первым предприятием в Европе — итальянской стальной компанией Lucchini Group, чье финансовое положение на момент покупки оставляло желать лучшего.
Покупка подобных активов, помимо сравнительной дешевизны, привлекательна еще по одной причине. «Намечающийся спад в отрасли, скорее всего, приведет к тому, что зарубежные рынки в попытке защитить национальных производителей начнут вводить новые ограничения для российских металлургов, — объясняет Кочешкова. — А владение иностранными активами часто позволяет обходить государственные барьеры».