«Идет сознательное прекращение поставок нефти на Украину, хотя все контракты оплачены. Россия вынуждает нас находить альтернативные пути, потому что нам на пять дней вообще прекратили прокачку нефти, хотя у нас есть все необходимые соглашения», — заявила в субботу Юлия Тимошенко.
Слова украинского премьера вызвали недоумение у российских нефтяников.
Пресс-секретарь «ЛУКойла» Дмитрий Долгов, например, заявил, что его компания «как поставляла 300 тыс. тонн нефти в месяц на Украину, так и продолжает поставлять».
Не согласен с утверждением украинского премьера и вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. «Вероятно, Тимошенко имела в виду поставки на Кременчугский НПЗ. За месяц мы прокачиваем туда 240 тыс. тонн нефти. Мы этот объем распределяем на все дни и начинаем прокачку пропорционально. Если план досрочно выполнен, то качать сверх объема мы не можем, — пояснил Григорьев «Газете.Ru». — Но это нельзя назвать прекращением поставок, а о пятидневной остановке и вовсе говорить нельзя».
В «Татнефти», являющейся главным акционером «Укртатнафты», которой принадлежит Кременчугский НПЗ, ситуацию прокомментировать отказались. Молчат и в «Группе Альянс» (ей принадлежит Херсонский НПЗ).
Действительно прекратил производство бензина и закрылся на ремонт Лисичанский НПЗ, принадлежащий ТНК-ВР. На сайте компании опубликовано сообщение, что он откроется 25 мая.
По версии сайта, предприятие встало из-за поломок оборудования. Но российские аналитики убеждены, что руководство ТНК-ВР вынуждено было закрыть завод, чтобы не портить отношения с украинскими властями (которые под угрозой пересмотра итогов приватизации
вынудили нефтяников продавать нефтепродукты по демпинговым ценам) и в то же время не терять прибыль.
«Говоря о пятидневной остановке российских поставок, премьер-министр явно сгустила краски. Ее цель — выработать выгодные Украине условия ценообразования на нефтепродукты, а чтобы нефтяники не перечили, на них оказывается давление», — считает начальник аналитического отдела Financial Bridge Станислав Клещев.
Россия поставляет Украине 80% нефти, и официальный Киев всячески пытается снизить зависимость от Москвы. Сначала Украина пыталась договориться с туркменбаши о прямых поставках. Не получилось. Тогда Юлия Тимошенко объявила о планах заместить российскую нефть казахской, а затем обвинила российских нефтяников в срыве поставок.
«Перед выборами в украинскую раду Тимошенко демонстрирует, что хочет избавиться от зависимости от российских энергоносителей. Ей надо подготовить украинские власти к смене поставщика, и она делает ставку на договоренность с Казахстаном», — комментирует руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«Поэтому Тимошенко последовательно дискредитирует российские поставки. Вначале она объявила, что стоимость российской нефти выше, чем на мировом рынке, а сейчас идет «второй раунд» дискредитации, цель которого – доказать, что Россия ненадежный партнер, который не выполняет обязательства».
Макаркин убежден, что ставка украинского правительства на казахскую нефть — не самый разумный шаг. Ведь придется возить сырье танкерами (недешевое удовольствие). Даже если запустить трубопровод Одесса--Броды в прямом, а не реверсивном режиме, нефть до Одессы надо будет как-то поставлять, а на прокладку трубопровода по дну Черного моря у Украины вряд ли хватит средств, убежден эксперт.
Но еще остается надежда, что экономические соображения все-таки возьмут верх над политическими амбициями. По крайней мере, министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков в субботу заявил, что «Украина намерена в июне ввести практику расчета цен на нефтепродукты в зависимости от стоимости нефти на международных рынках». По его словам, одним из условий введения формулы станет обеспечение рентабельности для нефтяных компаний и для владельцев НПЗ.