Один немецкий граф, Александр фон Шёнбург-Глахау, вел колонку в газете. Вел себе и вел, пока не потерял работу. И тогда он написал книгу «Искусство стильной бедности», где на собственном примере и 220 страницах призывает всех находить радость в скромных удовольствиях, не требующих материальных затрат. В конце концов, у него трое детей, их надо кормить.
Аристократическое семейство впало в ничтожество довольно давно, как говорит сам автор, «бедность стала нашей семейной традицией» и опыт накоплен поколениями.
А поскольку оно еще и в родстве с английской королевой, то именно её фон Шёнбург-Глахау ставит в пример. Как стильно жить скромно, в деревне, кушать по утрам овсяные хлопья из пачки и гулять по полям в резиновых сапогах. Конечно, приятность такой прогулки для английской королевы усугубляется осознанием того, что все эти поля — твои и супермаркет, в котором куплены хлопья, — тоже.
Тем временем графский папа, фон Шёнбург-Глахау-старший, разъезжает на старой «Ладе», мама находит удовольствие в декорировании мебели из «Икеа», а сестра уверяет, что носить поддельные часы и сумочки хороший тон — подделки в основном продаются в странах Юго-Восточной Азии, а значит, вы много путешествуете.
«Оставьте оригиналы русским олигархам»,
— говорит она. И только одна деталь смущает журналистов — платиновый ролекс на руке графа. Но тут ничего не поделаешь, подарок его друга, султана Брунея. Хотя... Может, граф тоже много путешествует?
Но книга в десятке бестселлеров в Германии, и распродано уже 70 000 экземпляров. Бедность входит в моду, становится стилем жизни, уже появилось название «nouveau pauvres chic». Немцы очарованы новой тенденцией, как в свое время женщины были очарованы мини-юбками. То, что считалось неприличным, оказалось модным, стильным и практичным.
Мода на бедность двигалась по нарастающей. Сначала Анна Винтур, шеф-редактор американского «Вога», одобрила коллекцию Лагерфельда для недорогих магазинов готовой одежды H&M, потом звезды Голливуда стали расхаживать в таком виде, что модным критикам пришлось придумать этому явлению название — «богемный шик», а сестры Ольсен из списка самых дурновкусных звезд перебрались в список самых стильных.
Тут многие решат, что мы-то, страна тотальной бедности, давно обогнали моду, так что пока немцы открывают для себя новый шикарный мир подержанных автомобилей и заштопанных носков, а американцы – одежды секонд-хэнд, соотечественникам модная тенденция надоела по самое не могу. Все уже хотят если не быть, то хотя бы выглядеть богатыми. Тем более что в Москве фальшивая сумочка — признак того, что вы любите путешествовать не дальше Черкизовского рынка.
При этом всё же отголосок чуждой моды прокатился по стране в виде антигламурных вечеринок, от Москвы до самой до Сибири. Нам тоже надоела вся эта роскошь и богатство.
Вы представляете себе сибирский антигламур?
Во всяком случае, в одном из новосибирских клубов решили, что антигламур – это когда уже почти голый: в требованиях к дресс-коду было указано «нижнее бельё». Всё просто и ясно, если в исподнем – это антигламур, то, видимо, достаточным условием для гламурности является наличие хотя бы штанов. Наводит на размышления.
И всё же не приживется у нас новая мода, одна вещь мешает: своей аккуратной бедностью надо гордиться, как иные гордятся хорошим вкусом или образованием. А за последние десять лет мы научились её бояться, ненавидеть, даже презирать, но испытывать удовольствие от созерцания собственной аккуратной бедности как-то не выходит.
Бедность есть, удовольствия нет. Парадокс какой-то.
И тут я задумалась… Показная бедность – удел только очень богатых людей. Упиваться незатейливым бытом может английская королева, но российский гражданин как-то к этому не готов. Врожденного аристократизма не хватает, видимо. А ведь если пропагандировать модный тренд со страниц газет и глянцевых журналов, то многие социальные проблемы будут решены. Мода способна в одночасье уродство превратить в красотищу, трагедию в фарс, а социальную катастрофу в веселую вечеринку, затянувшуюся лет на десять. Или в искусство, как советует граф Александр фон Шёнбург-Глахау. Если нельзя изменить обстоятельства, изменим отношение к ним до тех пор, пока эти обстоятельства не выйдут из моды. А мода, к счастью, переменчива.