Предприятие, которое решено назвать United Launch Alliance, будет производить и проводить запуски ракет для нужд ВВС США, NASA и других государственных организаций. Как заявил представитель Boeing по связям с ответственностью Дэн Бек, сделка должна быть завершена в этом году.
Соглашение о создании альянса — если оно будет одобрено конгрессом США, положит конец длительному соперничеству в бизнесе по запуску ракет-носителей в Америке.
Переговоры по созданию СП проходили то возобновляясь, то затихая в течение 15 месяцев. Еще в декабре 2004 года Джеймс Олбоу, глава оборонного отделения Boeing, категорически отрицал просочившуюся информацию о возможном сотрудничестве компаний. «У нас нет никакого интереса создавать какое бы то ни было совместное предприятие с Lockheed Martin», — говорил он.
По официально версии, озвученной самими компаниями, трудности, с которыми столкнулись американские производители вследствие общего спада на рынке телекоммуникационных технологий, заставили их объединить усилия. «Объединившись, мы можем с уверенностью сказать, что обеспечим клиентов гарантированным доступом в космос по самой низкой цене», — заявил Дэн Бек.
Впрочем, эксперты убеждены, что причины, подтолкнувшие компании к слиянию, в первую очередь — политические, и лишь потом — экономические.
Не секрет, что отношения между корпорациями-конкурентами традиционно
недружественные, не в последнюю очередь потому, что обе претендовали на оборонный заказ для американской армии. Конфликты и сопутствующие им тяжбы тянулись годами.
Обвинения привели к тому, что Boeing лишился госзаказов на сумму почти в $1 млрд. За этим последовал запрет на участие в конкурсе на запуск спутников для ВВС, которые были сняты лишь два месяца назад.
Стороны уже заявили о прекращении судебной тяжбы. Но за время действия санкций Lockheed Martin успела сформировать солидный портфель заказов. Как считают эксперты, технологические возможности корпорации недостаточны для их осуществления. К тому же необходимо снижать издержки, поэтому на рынке ждут, что создание СП будет одобрено Пентагоном и конгрессом. Уже подсчитано, что экономия правительства США составит $100–150 млн за счет того, что все производство будет сконцентрировано в одном месте, а количество рабочих мест сократится.
Обе компании будут продолжать выпуск своих собственных ракет-носителей Delta и Atlas, но их производство перенесут на завод Boeing, а управление будет осуществляться из главного офиса Lockheed.
«Продолжение производства собственных ракет необходимо на тот случай, если какая-то ракета не сработает, всегда можно будет взять другую», — пояснил Джефри Маклахлин, вице-президент по финансовым стратегиям Lockheed.
По мнению российского эксперта рынка Ивана Сафронова, «создание этого альянса пока затрагивает только внутренний рынок США, но у США далеко идущие планы по доминированию на мировом рынке». Сафронов считает, что решение о создании СП — стратегическое: «К 2008 году спутники США придется менять, они исчерпают свой срок службы, но к этому времени будет возможность заменять ракету-носитель спутник Boeing на Lockheed, и наоборот, что позволит запускать столько спутников, сколько будет необходимо». Таким образом новое совместное предприятие United Launch Alliance сможет безболезненно пережить спад рынка. И будет представлять серьезную угрозу для российских производителей ракет-носителей, которые сейчас занимают первое место по количеству стартов. По словам эксперта, в России сейчас существует несколько производителей легких ракет-носителей, они борются между собой путем демпинга, не развивая производство, и со временем это может способствовать кризису.