Шведские СМИ обнаружили, что акциями американской табачной компании Reynolds American владеет шведский «Фонд борьбы с раком» (Cancerfonden), а акциями шведской табачной компании Swedish Match — «Детский фонд борьбы с раком» (Barncancerfonden).
Получается, что борьба с раком ведется на деньги самих табачных компаний.
Общая стоимость акций табачников, принадлежащих благотворительным организациям, шведскими СМИ оценивается более чем в 1 млрд шведских крон (или около 100 млн евро).
Как утверждает англоязычный шведский интернет-ресурс Local, журналисты сразу нескольких изданий обнаружили, что «Фонд борьбы с раком» еще в 2004 году вложил часть своего капитала в американскую табачную компанию Reynolds. Правда, то, что эти акции принадлежат фонду сейчас, точно неизвестно. Часть СМИ говорят о том, что в начале 2005 года пакет был продан и теперь принадлежит неким неустановленным частным акционерам (размер пакета неизвестен, журналисты оценивают его стоимость, ориентировочно, в 200 тыс. шведских крон).
О «Детском фонде борьбы с раком» стало известно, что он владеет акциями шведской табачной компании Swedish Match tobacco стоимостью приблизительно 800 тыс. крон. И это при том, что обе благотворительные организации ежегодно вкладывают несколько миллионов крон в исследования онкологических заболеваний.
Сами вышеназванные табачные компании всячески стремятся замять скандал и категорически отказываются раскрывать структуру акционерного капитала.
Представители фондов также все отрицают. Они заявляют, что уставы организаций запрещают вкладывать деньги в табачную промышленность. Руководитель по связям с общественностью швецкого «Фонда борьбы с раком» Элинор Болман утверждает, что фонд придерживается чрезвычайно строгих правил относительно инвестирования. «Табак, на наш взгляд, «безобидная» привычка, которая действительно может принести огромный вред здоровью. Именно поэтому мы не собираемся вкладывать деньги в табачную промышленность», — рассказала госпожа Болман. Фонд выпустил в связи с заявлениями СМИ пресс-релиз, где говорится о том, что «менеджер фонда выполняет задачи управления капиталом фонда наилучшим образом и в соответствии с внутренней корпоративной политикой», где всячески открещивается от обвинений.
В «Детском фонде борьбы с раком» сообщают, что в фонде вообще существует так называемая политика бойкота в отношении всех компаний, так или иначе связанных с алкоголем, табаком, оружием и порнографией. «Так что никакое инвестирование в табачную промышленность просто невозможно», — сообщают в фонде.
Тем не менее полностью исключить, что противораковые фонды зарабатывали деньги на дивидендах табачных компаний, нельзя. Ведь устав позволяет фондам вкладывать деньги в другие фонды и организации, дальнейшие действия которых по размещению средств антираковые фонды не контролируют.