По православному обычаю, во время поста (в этом году он пришелся на период с 14 марта по 30 апреля) не разрешается употреблять в пищу продукты животного происхождения: мясо, рыбу и молочные продукты. Запрещается в эти дни и распитие алкогольных напитков.
Из всех скоромных продуктов самым «запрещенным» во время поста считается мясо. Производители мясных продуктов, такие как «КампоМос» и «Микоян», констатируют в этот период снижение реализации продукции.
PR-менеджер завода «Черкизовский» Дмитрий Зубков рассказал «Газете.Ru», что в апреле практически ежегодно происходит снижение спроса на 10%. В 2005 году в первую неделю апреля спрос на мясную продукцию упал на 15%. Правда, в последующие недели спрос стабилизировался, а в последнюю неделю поста — возрос на 10%, что, по словам Зубкова, вполне вероятно, отображает подготовку населения к Пасхе. Председатель правления мясного союза Мушег Мамиканян сообщил, что в 2005 году снижение спроса на мясную продукцию во время поста составило примерно 10%, и с каждым годом в этот период спрос уменьшается еще на 2–3%.
А на объем продаж молочных продуктов Великий пост серьезного влияния не оказывает. В компании «Вимм-Билль-Данн» рассказали, что во время поста особых изменений в динамике продаж не наблюдается, но перед Пасхой заметно возрастает спрос на сметану и творог. В компании «Юнимилк» (бренды «Пэтмол», «Простоквашино», «Летний день») говорят, что небольшие колебания в сторону уменьшения производства и продаж во время поста все же есть, и с каждым годом сокращение становится все отчетливее.
Но кому пост и вовсе нипочем, так это производителям и продавцам алкогольной продукции. Подавляющее большинство компаний, опрошенных «Газетой.Ru», констатирует, что Великий пост на производстве и потреблении крепких напитков никак не отражается.
У производителей алкоголя и во время поста, как утверждают, например, представители компании «Топаз», «все идет своим чередом».
Что же касается крупнейших столичных торговых сетей, то здесь за время поста практически ничего не поменялось. И в «Седьмом континенте», и в «Рамсторе» констатируют, что если изменения в линии продаж и произошли, то они были настолько незначительны, что на заказах продуктов у производителей это никак не отразилось.
Зато за соблюдением церковных канонов четко следят практически во всех ресторанах столицы, за исключением, пожалуй, только McDonald`s. А с недавнего времени постное меню начали предлагать даже в суши-барах и рыбных ресторанах.
Например, менеджер по рекламе «Веста-Центр интернешл» (владелец сети ресторанов «Якитория») Инна Исмайлова утверждает, что постное меню пользуется большой популярностью среди посетителей: «Несмотря на то, что японская кухня сама по себе относительно «вегетарианская», гости интересуются постными продуктами. По сравнению с прошлым годом потребление блюд, подготовленных к Великому посту, заметно возросло».
Шеф повар сети «Елки-Палки» Станислав Власов рассказал, что во время Великого поста «примерно на одну треть меньше, чем обычно, заказывали мясные продукты». Четкой динамики уменьшения заказов мясных блюд из года в год не наблюдается, но, по словам Власова, «постящихся действительно постепенно становится больше, в чем мы в своей работе убеждаемся».