Сенсационную новость министры сообщили на пресс-конференции, которую дали после переговоров. «Мы достигли существенного прогресса и сблизили позиции по срокам пребывания и, соответственно, вывода российских военных баз из Грузии, — объявил Сергей Лавров. — Мы согласовали, что вывод российских баз будет поэтапным и может начаться уже в этом году. Это касается и военной техники, и тех объектов, которые не входят в инфраструктуру военных баз».
Слова Лаврова в корне отличаются от того, что Москва говорила об этой проблеме раньше.
Хотя в Стамбульских соглашениях 1999 года о выводе двух последних баз с грузинской территории конкретной даты указано не было, Тбилиси требовал забрать войска как можно быстрее. Однако российское Минобороны называло сроки, которые в несколько раз превышали те, что устраивали Грузию, и даже настаивало на компенсации за более быструю передислокацию военных.
Несмотря на то что сейчас проблема вывода вроде бы решена, не все российские военные собираются уходить из Грузии. На той же пресс-конференции Лавров упомянул о переводе баз на совместное использование в качестве российско-грузинских антитеррористических центров. Под чьим командованием они будут находиться, какие получат задачи, штат и полномочия, министры не сообщили. Известно только, что эти центры будут создаваться одновременно с выводом войск. «Соответствующие переговоры между представителями наших спецслужб начались и будут продолжены в ближайшее время», — сказал Лавров.
В том, что касается военных баз, тоже осталось много неясного. Это признала Саломе Зурабишвили, которая выглядела не такой уверенной в благополучном исходе переговоров, как ее коллега Лавров. «Договорились, что по базам нужно интенсифицировать работу над деталями и необходимо достичь соглашения не только об общих принципах и сроках, но и по деталям на всех этапах, — процитировал ее «Интерфакс». — Во Франции есть такая поговорка: «Черт скрывается в деталях».
Пока министр даже не собирается информировать об успехе Михаила Саакашвили, поскольку «должна увидеть все детали до того, как я буду докладывать о соглашении своему президенту».
Подробности соглашений в течение недели должны обсудить эксперты, а оценить достигнутые договоренности глава грузинского МИДа пообещала «после Пасхи», то есть после 1 мая.
Договорившись о выводе баз, министры взялись за остальные спорные вопросы и тоже остались довольны. «Решено придать дополнительный импульс вопросу по делимитации границы. Мы договорились также продолжить рассматривать вопрос о создании самых благоприятных условий для общения наших людей включая визовый вопрос», — сказал Лавров. Правда, по Южной Осетии и Абхазии переговоры, похоже, не продвинулись. На пресс-конференции было заявлено, что оба конфликта должны решаться мирно и в соответствии с резолюциями ООН и ОБСЕ.
Вопреки ожиданиям никаких разногласий у министров не вызвало даже недавнее убийство грузинского гражданина Лаши Реквавы, которого в прошлый четверг на территории Гальского района Абхазии застрелил российский миротворец, стоявший на посту наблюдательного пункта № 108. По данным абхазской прокуратуры, грузин был пьян, напал на россиянина сам и попытался отобрать оружие, а поэтому миротворцу ничего не оставалось, кроме как открыть огонь. Впрочем, грузинские власти с этой версией не согласились и потребовали провести расследование. На сегодняшних переговорах министр Лавров охотно на это согласился. «Мы призываем к тому, чтобы не делать каких-либо выводов, а дождаться итогов расследования», — заявил он и принес соболезнования родственникам погибшего. «Такой факт не должен повториться, — ответила Зурабишвили. — Пока не закончится расследование инцидента, я не буду выступать с комментариями».