Чарльз Саачти, коллекционер и арт-магнат, который сам по себе является национальным культурным достоянием Великобритании, распродает под шумок коллекцию классики современного британского искусства.
Сначала он продал акулу в формалине, самую знаменитую работу Дэмиена Херста. «Естественная история» ушла в декабре за 6,25 миллиона фунтов – почти двенадцать миллионов долларов по нынешним временам. До Ван Гога далеко, конечно, но самое знаменитое произведение современного искусства оказалось еще и самым дорогим.
С тех пор он продал еще по крайней мере двенадцать Херстов и четыре работы Рона Муэка включая «Мертвого папочку», чудовищно реалистичную скульптуру, изображающую его покойного отца.
И теперь настала очередь «Self», автопортрета, первой и самой известной работы еще одного классика брит-арта Марка Куинна. Голова художника, отлитая в пяти литрах его собственной замороженной крови, ушла за полтора миллиона фунтов – почти три миллиона долларов. Имя покупателя не называется, но он американец, так же как и все остальные покупатели этой коллекции. Эта работа, как и остальные, потеряна для Англии навсегда.
Мертвая голова Марка Куинна была создана в 1991 году, однако в газетные заголовки попала только в 1997 после очень большой выставки Королевской академии. Выставка для этого и была организована, она называлась «Сенсация!».
Публика была в ужасе, хотя кое-кто отмечал извращенное богатство этого шедевра, переходы красок, благородную патину, нечто не то средневековое, не то и вовсе древнеегипетское.
Три года назад ходили упорные слухи, что голова растаяла.
Она жила в холодильнике, необходимое условие хранения намертво замороженной крови – минус 12 градусов, и когда жена коллекционера Чарльза Саатчи меняла кухню, рабочие просто выключили морозильник. Впрочем, слухи эти были опровергнуты и коллекционером, и его женой, и рабочими, голова была предъявлена – но кто ее разберет, может это и вовсе подделка или, по крайней мере, вторая отливка.
Во всяком случае, американский коллекционер, купивший «Self», поверил в его подлинность. Саатчи очень сильно нажился на нем – в 1991 году он купил голову всего за 13 тысяч фунтов, меньше 200 тысяч долларов по тем временам. Другие работы он тоже продает без убытка.
Уверенности в том, что Саатчи продает всю коллекцию «молодых» британских художников, добавляет и его недавнее заявление.
Чарльз Саатчи не верит в бритарт. Он считает, что все «великие» британские художники конца ХХ – начала ХХI века «останутся лишь примечанием в истории искусства».
И второй леденящий душу намек – Саатчи однажды уже «продал все». В восьмидесятых годах он избавился подчистую от коллекции американского послевоенного искусства, в которой были весьма интересные Уорхоллы. Кое-кто считает, что это было гораздо большей потерей для Англии, чем предполагаемый вывоз всего брит-арта.
Тем временем Саатчи собирается покупать Китай. «Современное искусство Китая» --для незнакомого с контекстом это звучит как оксюморон, но Gardian считает это новым трендом.