Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Битва за нефтяной урожай

Битву за урожай можно использовать и для сведения счетов между нефтяными компаниями. Или в игре против одной из них. В среду руководитель организации «ОПОРА России» обвинил «ЛУКойл» в том, что он разоряет малый бизнес — владельцев независимых АЗС. Разбираться предстоит ФАС.

Правительство и депутаты в последние недели бесконечно обсуждают проблемы с удорожанием топлива перед посевной. Есть одна компания, которая c декабря розничные не повышает, — НК «ЛУКойл», и за это против нее ополчились все конкуренты.

Действия «ЛУКойла» грозят разорением малому бизнесу, работающему в сфере ТЭК, заявил в среду президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Борисов.

«Действия», которые так возмущают главного борца страны за малый бизнес, — это ценовая политика, осуществляемая НК. А подтекст, на первый взгляд, политический.

В конце декабря глава компании Вагит Алекперов был зван в Кремль на встречу с Владимиром Путиным.

Алексперов пообещал президенту не поднимать цены на бензин на своих АЗС. Слово компания сдержала: ее розничные цены заморожены на уровне декабря 2004 года. И теперь они дешевле, чем на других АЗС страны, это признают даже недоброжелатели «ЛУКойла».

По данным исполнительного директора Московской топливной ассоциации Григория Сергиенко, с 11 апреля дизтопливо на заправках «ЛУКойла» стоит в пределах 12,8–13,4 руб. за литр, Аи-92 — от 13,8 до 14,60 руб., что на 7–10% дешевле, чем на заправках других компаний.

Казалось бы, политику компании можно лишь приветствовать. Но вместо этого она вызвала резкую критику со стороны владельцев мелких сетей АЗС и региональных трейдеров. Все дело в том, что «ЛУКойл», заморозив розничные цены, повышает оптовые, и с начала 2005 года они выросли в среднем на 30%.

Независимые владельцы АЗС в регионах, где «ЛУКойл» занимает по факту монопольное положение (например, в силу того, что там находятся его НПЗ), покупая оптом топливо по существующим ценам, оказываются не в состоянии конкурировать с демпинговыми розничными ценами на заправках «ЛУКойла» и разоряются, утверждает Сергиенко.

«Наверное, заморозить розничные цены со стороны «ЛУКойла» было правильным решением, но тогда надо заморозить и оптовые, иначе маржа будет настолько ничтожной, что бизнес малых предприятий станет убыточным», — считает Сергей Борисов.

По словам Сергиенко, «ЛУКойл» своими действиями пытается создать в общественном мнении имидж защитника экономических интересов населения в условиях продолжающегося роста цен на нефтепродукты. С ним согласен и Борисов, назвавший действия нефтяной компании «политической бравадой».

«ЛУКойл» обвинения в демпинге отрицает. Начальник отдела по работе с инвесторами «ЛУКойла» Геннадий Красовский убежден, что российские владельцы АЗС просто привыкли к чрезмерной доходности бизнеса. У них она составляет 25–30%, тогда как за рубежом не поднимается выше 5–7%. Красовский заявил, что обвинять «ЛУКойл» в демпинге нельзя, ведь для своих АЗС компания обеспечивает рентабельность.

А разбираться, кто прав, придется Федеральной антимонопольной службе: «ОПОРА России» изложила свои взгляды в официальном запросе, где требует проанализировать, насколько действия «ЛУКойла» соответствуют антимонопольному законодательству.

Мнения участников рынка о том, на чьей стороне правда, разделились. Владельцы АЗС на стороне Борисова. Но многие на рынке согласны с теми доводами, которые приводит «ЛУКойл», а некоторые эксперты и вовсе говорят, что никакой политикой в деле не пахнет и Борисов, прикрываясь ОПОРой, действует в интересах заправщиков.

Аналитики не уверены, что претензии к «ЛУКойлу» полностью обоснованы. «ЛУКойл» заморозил цены не по своей инициативе, а после встречи с Путиным», — подчеркивает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. «Если «ЛУКойл» начнет демпинг на оптовом рынке, как просит РТС, то трейдеры просто скупят все и перепродадут с выгодой для себя. Неочевидно, что цены на АЗС при этом станут ниже», — полагает Радина из ИК «Финам». А президент Института энергетической политики Владимир Милов не уверен, что господдержка малых компаний в розничном бизнесе необходима. «Они нужны в добыче нефти, а в торговле я не уверен, что их надо поддерживать. Наверняка обращение в ФАС оплачено региональными трейдерами, чья маржа прибыли сократилась из-за «ЛУКойла». Если мы платим 15 рублей за литр бензина, то из них 5 рублей — прибыль владельцев автоколонок. За такие деньги можно и письмо в ФАС написать, — комментирует эксперт. — Эта сфера всегда способствовала оттоку денег в теневую экономику. Если розничные торговцы вместо 5 рублей будут зарабатывать 50 копеек, то ничего плохого для экономики не произойдет. Уменьшение маржи прибыльности — нормальное рыночное явление. Я не думаю, что жалоба РТС будет серьезно рассмотрена в госорганах».

Новости и материалы
Российский военный рассказал, что помогло ему избежать гибели после ранения
Американский журналист раскритиковал интервью Зеленского
Сафонов описал эмоции после первого трофея в составе «ПСЖ»
Российский тренер заявил, что американцы заслужили выиграть хоккейный МЧМ
Двое подростков избили сотрудника ПВЗ в Москве и украли у него телефон
Над Белгородской и Курской областями сбили беспилотники
Стармера попросили оценить заявление Маска о тирании в Британии
Маска обвинили во вмешательстве в выборы в других странах
В РФ заявили, что энергокризис в Приднестровье создан искусственно
Десятилетний мальчик попал в реанимацию после катания на ватрушке в Петербурге
Звезда «Оттепели» стала жертвой сталкера
В Петербурге арестовали таксиста, лишенного прав 10 лет назад
Медалистка Олимпиады-2020 объявила о завершении карьеры
Байден запретил бурить нефтегазовые скважины на шельфе
Волочкова рассказала о планах уехать из России
В Приднестровье более сотни населенных пунктов остались без газа
Молодой россиянин вышел из колонии и решил продать сына за 1,5 млн рублей
Макрон посчитал обязанностью США привлечение России к переговорам
Все новости