Известный современный британский художник-акционист Марк Макгован расширяет пространство современного искусства и устраивает не вполне безобидные и неизящные фокусы.
В знак протеста против долгов за оплату образования Макгован семь миль толкал носом по асфальту арахис в скорлупе. Кроме того, он 11 миль шел задом наперед с двенадцатикилограммовой индюшкой на голове, крича по дороге на толстых людей. Он две недели сидел в ванне, наполненной бобами, с двумя картофельными чипсами, вставленными в ноздри, с сорока восемью сосисками на голове. Видимо, это был протест против всех местных фондов, министерств культуры и прочих организаций, постоянно отказывающих Макговану в финансировании.
В прошлом году Марк Макгован съел лису в знак протеста – очевидно, в рамках дискуссии о допустимости охоты на этих животных. Впрочем, против чего он протестовал, не так уж важно – главное, что трудно найти что-нибудь менее вкусное, чем тушеная лиса.
Потом Макгована попытались прижать – например, лишить его выставочных пространств.
В знак протеста против цензуры в современном искусстве Марк Макгован прибил гвоздями собственные ноги к арт-галерее The Arches.Теперь ему, видимо, уже придется распинать себя на кресте – галерея категорически отказалась выставить его последнюю работу.
Дело в том, что Макгован открыл новую форму искусства под названием «Порча имущества». За последние полтора месяца он поцарапал ключами от своей квартиры в общей сложности 47 случайно выбранных автомобилей в родном Глазго и в Южном Лондоне. Фотографии этого процесса он и планировал выставить в галерее The Arches. Впрочем, после того как полиция предупредила художника и кураторов, что, скорее всего, их ждет уголовное дело, выставить фотографии актов вандализма галерея категорически отказалась.
А ведь художник всего лишь исследовал вопросы собственности и пытался связать их с искусством перформанса. Он исследовал эмоциональную проблему вандализма:
«Что движет теми, кто царапает автомобили? Зависть? Ненависть? Месть? В порче машин есть сильный креативный, эмоциональный элемент.
При этом есть фактор страха – неотъемлемая часть этого художественного процесса. Порча автомобилей при помощи ключей стала сейчас настоящей эпидемией. Я хочу привлечь к этому внимание, и как знать, может быть, это станет мейнстримом, как когда-то граффити».
Владельцы красивых лакированных автомобилей могут уже начинать паниковать. Скоро тысячи художников во всем мире начнут украшать их орнаментом, особенно после того как Макгован привлечет к этому внимание. Утешение только одно: «Все равно машины рано или поздно поцарапали бы. Владельцы должны быть счастливы, что их вовлекли в творческий процесс».
Это далеко не самые странные формы, которые может принять творческий процесс. Австралийский художник под псевдонимом Stelarc вживил в себя третью механическую руку, которой мог управлять любой желающий через интернет.
Рудольф Шварцкоглер, по слухам, истек кровью насмерть во время перформанса в 1969 году, отрезая по кусочку себе пенис. Это на самом деле неправда: он тогда выжил и умер шесть лет спустя, выбросившись из окна. Но самый странный перформанс устроил в 1975 году голландец Ян Бас Адер, который решил пересечь Атлантику на четырехметровой парусной лодке в рамках перформанса «В поисках чудесного». Он заранее начал снимать об этом фильм, подготовил бланки дневников, договорился с галереями в Лондоне и Амстердаме о выставочных площадях — и утонул вместе со своей посудиной.