Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Совращение амуров

Выставка Ильи Пиганова «Том второй» посвящена мясу барокко и мебели с эротическими мотивами.

Говорят, постмодерн давно умер, однако поминки так затянулись, что никто уже и не помнит, хоронили кого-нибудь или просто померещилось. Привычка к стилевым винегретам настолько прочно засела у художников и искусствоведов в подсознании, что терминология фактически ни на что не влияет. Разонравилось слово «постмодернизм» – извольте, пусть будет, к примеру, «новый историзм». За звучной формулой, примененной куратором Аркадием Ипполитовым к выставке Ильи Пиганова «Том второй», стоят те же принципы, только в профиль. Побросать на разделочный столик стихи Михаила Кузмина, романы Марселя Пруста и Оскара Уайльда, персидские орнаменты, фрески Филиппино Липпи, оперы Мусоргского, фильмы Пазолини и Гринуэя, все это покрошить, перемешать, приправив фирменным соусом.

Ну что ж, пусть будет новый историзм. Хотя «покойный» постмодернизм все же привычнее и конкретнее.

Второй том обычно следует за первым, и в данном случае порядок соблюден, хотя выставка Пиганова «Том первый» проходила в ЦДХ аж девять лет назад. Основное отличие нынешней экспозиции в Музее архитектуры от той, стародавней, состоит в выраженной пространственности и функциональности объектов. То есть вместо прежних панно фигурирует по преимуществу авторская мебель – табуреты, комоды, ширмы, поставцы. Хотя нельзя сказать, что Пиганов окончательно переквалифицировался в дизайнера. Эти вещицы скорее антидизайнерские: они не слишком удобны, избыточно разукрашены, намеренно архаизированы и чересчур многозначительны.

Мебель от Пиганова производит впечатление раритета и бутафории одновременно.

Сделано-то все крепко, солидно, с применением ноу-хау: на деревянную поверхность переносятся фотографированные коллажи, которые затем проклеиваются прозрачным пергаментом и покрываются лаком. С виду – музейные экспонаты, но что-то в них выдает не просто новодельность, а какую-то даже самопальность. Так в советские времена с одного взгляда распознавались джинсы, «запиленные под фирму» в домашних условиях. Впрочем, имитационный характер пигановских объектов и не скрывается. Историзм историзмом, но задачи превзойти старых мастеров никто не ставит. Декларируется эмоциональное с ними родство, а выставка названа «попыткой воскресить элегантность ренессансного переживания интерьера».

Здесь ни завитушки в простоте.

Стол «Мясо барокко» должен вызывать в памяти преувеличенную роскошь дворцов и навевать раздумья о плотской сущности духовных произведений.

Панно «Дитя Макона», где репродуцирована композиция неизвестного итальянского художника XVI века, подразумевает двусмысленность католицизма: «Включенный в декоративное панно, агнец становится превосходным украшением любой столовой». Шкаф «Книги Просперо» напоминает о ренессансных обманках, имитирующих корешки фолиантов, и одновременно развивает тему гринуэеевского фильма. Орхидея из «Любви Свана» – намек на прустовскую коллизию и символ обладания без обладания. Ну и так далее – комод «Данте», шкаф «Ошибка Фрейда», стол «Пророк». Душноватая, несколько болезненная, почти выморочная красота, перегруженная аллюзиями. Не новый историзм, а новый декаданс.

Изысканность, как известно, хорошо оттеняется намеками на порок, так что гомоэротические компоненты здесь неминуемы.

Особенно забавным показалось приведенное в каталоге описание сна, будто бы подтолкнувшего художника к созданию консоли «Эрос и Танатос». Речь о двух путти, которые «своими грязными требованиями и настойчивыми ласками заставили бедного творца думать сквозь сон о реальности уголовной ответственности за педофилию». Интересно, сколько дают за совращение амуров?

Словом, сплошные цветы зла, сезоны в аду, искушения святого Антония и поиски утраченного времени. С такой меблировкой хорошо сидеть в бархатных рейтузах при задернутых шторах, манерно затягиваясь пахитоской и лениво роняя фразы насчет прерафаэлитской образности… Как говаривал Оскар Уайльд, эпохи живут в истории только благодаря своим анахронизмам. Остается собрать эти анахронизмы воедино – и можешь сам угодить в историю.

«Илья Пиганов. Том второй». В Музее архитектуры (Воздвиженка, 5) до 26 апреля.

Новости и материалы
Завершены съемки драмы Тины Баркалая «Жемчуг»
Вильфанд предупредил об опасности схода лавина на юге России
Трамп объяснил, почему Маск не сможет занять его место
Врач предупредил, чем может обернуться невылеченная межпозвоночная грыжа
Российские военные заманили в засаду подкрепление ВСУ в районе Курахово
На Украине нашли бывших военнослужащих из Бразилии, воюющих на стороне ВСУ
Самолет проехал носом по ВПП в аэропорту Ирландии
РФ может запустить прямые авиарейсы с Бразилией, Малайзией и Пакистаном
В Италии нашли объяснение «нервным всплескам» Зеленского
На старейшей площади Берлина нашли около 200 статуэток с мощами святых
Раскрыт механизм запуска болезней из-за стресса
В Словакии назвали визит Фицо в Россию пощечиной Зеленскому
Подростку оторвало пальцы взрывом петарды
Командующий дальней авиацией РФ рассказал о «воздушных хулиганах»
В США дочь мэра отправили в тюрьму за совращение школьника
Минтранс Камчатки проверит все обстоятельства инцидента с самолетом Ан-2
Ученые назвали новое место для поисков воды и жизни на Марсе
На КПП в Нарве ухудшилась ситуация с переходом границы
Все новости