Скромное название этого мероприятия больше года безжалостно утюжили в прессе арт-критики. Организаторы выстояли, не согнулись. Салон «Лучшие художественные галереи» называется все так же и проходит в третий раз.
Когда сгорел Манеж, столица лишилась одной из своих крупных художественных ярмарок – «Арт-Манежа». «Лучшие» вовремя сообразили и подхватили павшее знамя салонного искусства. Салонного в том самом смысле – картинки, продаваемые здесь, по большей части ценны своей декоративной, интерьерной функцией, особенно хорошо смотрятся между портретом кошечки, выложенным ватой по черному бархату, и корабликом из соломки. Галереи оказались те же, что и в Манеже, только площадь у новой ярмарки была поменьше, и не все влезли. Собственно, помещение осталось тем же – полуподвал дома в 1-м Зачатьевском переулке близ Остоженки, 2000 квадратных метров. Но количество участников, как рапортуют организаторы, выросло на 40%. А участие галерей из Санкт-Петербурга и Волгограда довершает, по мнению устроителей, картину успешности мероприятия.
На самом деле главный успех нынешнего салона виден еще с улицы.
Через большое окно, фактически витрину, обнаруживаешь интерьер, подходящий более ярмарке современного искусства «Арт-Москва» — стены увешаны зеркальными портретами работы Эндрю Логана. Англичанин режет всяческие зеркала, цветное стекло и прочие стразы, слепляя их в образы Гагарина, Майкла Джексона, Элвиса Пресли, Ленина, Мерилин Монро и т.п. Смотришь на Гагарина, а из него на тебя – ты же. Такая вот постмодернистская заковыка. Тоже вполне интерьерная и даже салонная, просто более свежая, чем, скажем, мясистые красочные слои Арона Буха или манерные рисунки Рустама Хамдамова.
Однако Логан, показанный галереей «Роза Азора», — только фасад, «специальный проект», а за ним – снова те же. «Пан-Дан» со Свешниковым, Яковлевым и известным потрошителем скрипок Кириллом Данелия. «У Яра» с Анатолием Слепышевым. «Восточная галерея» и Les Oreades с привычным набором авторов. В галерее Тонино Гуэрра можно купить литографии заслуженного деятеля итальянской культуры – посвященные «Камасутре». А в «Галерее современного шедевра» – красно-черные портреты Чапаева и Котовского.
Хорошие работы и нормальные художники по законам статистической вероятности попадают в общий список, но пока их отыщешь, такого насмотришься, что даже любимый кораблик из соломки не мил будет.
И как тогда жить? А главное – откуда должно вырасти уважение к станковому искусству, которое организаторы всячески декларируют в качестве «якорной» ценности?
Но рынок, хоть бы и «арт-», должен развиваться. Художники будут рисовать, галеристы поторговывать, ярмарка расти, статистическая вероятность пропорционально увеличиваться. Правда, расти «Лучшим художественным галереям» некуда – подвал не резиновый.
И еще беда: Манеж-то строят ударными темпами – Бове и не снилось. На днях уже откроют.
Для начала, конечно, освятят помещение гигантской выставкой акварелей Сергея Андрияки, а потом уже и смертных пустят. Так что возрождение «Арт-Манежа» из пепла вполне возможно. Куда в таком случае подадутся галереи из «лучших» – в большой новодельный памятник архитектуры у стен Кремля или в душный остоженский подвал, где пригрелись за последние полтора года? С другой стороны, бывшие организаторы манежной ярмарки разлетелись в разные стороны, и не факт, что снова соберутся. Возникает рац-предложение – вместо того, чтобы реанимировать обугленный труп Арт-Манежа, перенести «Лучшие художественные галереи» в пространство новой конюшни и растянуть с бикубической интерполяцией – в масштабе то есть. Никто и не заметит разницы. Назвать можно как угодно – теперь уже понятно, что название ярмарки никак не влияет на репертуар.
Выставочный центр ИнфоПространство. 1-й Зачатьевский пер., 4. 3-й салон искусств «Лучшие художественные галереи» - до 17 апреля.