В ночь на воскресенье скончалась одна из главных икон радикального феминизма Андреа Дворкин. Ей было 59 лет, она тяжело болела.
Многие ее ненавидели. Собственно говоря, ее ненавидели почти все – кроме порнозвезды Линды Лавлэйс, бывших заключенных женской тюрьмы в Гринвич Вилледж, жертв домашнего насилия и прочих униженных и оскорбленных женщин. Ненавидели ее правые и левые, сторонники семейных ценностей и сторонники свободного секса, торговцы эротической продукцией, профсоюзные лидеры и крупные работодатели.
Андреа Дворкин была радикальной феминисткой, что значит, что она была против всех. Она была против семейных ценностей – семейные ценности превращают женщину в рабыню, прислугу и эротический прибор.
К тому же семейные ценности – отличное прикрытие для того, чтобы никто не вмешивался в избиения мужем жены.
Она была против порнографии, приравнивая ее к изнасилованиям. В 1983 году совместно с юристкой Кэтарин Маккиннан разработала закон, приравнявший порнографию к нарушению гражданских прав женщин. Закон этот был принят в Индианаполисе, однако потом оспорен в суде и окончательно отменен всего через два года в Верховном суде, который решил, что запрет порнографии противоречит конституции США.
После этого Андреа Дворкин пыталась ввести этот закон в Канаде, и это ей ненадолго удалось. Ее работа была принята в качестве судебной экспертизы, и в результате судебного прецедента в течение нескольких месяцев порнография в Канаде считалась унижением женского достоинства. Причем любая – в том числе и гомосексуальная, и снятая лесбиянками для лесбиянок. Канадские таможенники должны были конфисковывать всю взрослую продукцию на таможне. Колеса коммерции не долго буксовали: владельцы нескольких магазинов подали на госпожу Дворкин в суд, и она доказывала, что вовсе не это имела в виду, и что таможенные конфискации произошли исключительно из-за гомофобии и сексизма пограничников. Ее просто неправильно интерпретировали.
Ее все время неправильно интерпретировали. Это очень удобно на самом деле – можно тридцать лет играть в игру «Угадайте, что я думаю на самом деле».
1. Андреа Дворкин считала любое сексуальное сношение унижением для женщины – Андреа Дворкин не считала любое сексуальное сношение унижением для женщины.
2. Андреа Дворкин считала секс наказанием – Андреа Дворкин не считала секс наказанием.
3. Андреа Дворкин считала мужчин низшими животными, в природе которых страсть к доминированию – Андреа Дворкин не считала мужчин низшими животными, в природе которых страсть к доминированию.
4. Андреа Дворкин была незадолго до смерти опоена наркотиками и изнасилована в некоем европейском отеле и рассказала об этом всему свету – однако поскольку она не обратилась ни к врачу, ни в полицию, делу не был дан ход, отель не был снесен с лица земли, на его месте не разбили анонимного садика и никто толком не знает, было это правдой или нет.
Андреа Дворкин совершила два настоящих прорыва в жизни. Первый – когда ей было 18 лет. Она участвовала в антивоенной демонстрации в 1965 году, ее арестовали и отправили в печально знаменитую женскую тюрьму в Гринвич Вилледж. Там ее обыскали – тщательно и пристально, с шутками и прибаутками. В основном благодаря этой истории тюрьма стала печально знаменитой.
Дворкин поделилась своим опытом со всей прогрессивной общественностью, подняла волну общественного недовольства – и сегодня на месте этой тюрьмы тихий садик и нет даже мемориальной доски.
Второй раз – в начале восьмидесятых в руки Андреа попала Линда Лавлэйс, самая знаменитая порнозвезда в мире. Небогатые дивиденды «Глубокой глотки» к тому времени были давно проедены, Линда жила на пособие. Под чутким руководством Дворкин Линда написала книгу, в которой рассказала, что в своем самом знаменитом фильме она снималась под дулом пистолета, и что каждый человек, который смотрит это кино, ее насилует.
Точно о ней известно только одно. Она всю жизнь считала, что проституция, изнасилования, домашнее насилие и порнография являются нарушением гражданских прав женщин, и изо всех сил боролась с ними. Она писала романы, очень политизированные, разумеется, и нон-фикшн, в котором были явные элементы художественной литературы. Всего она написала три романа и десять исследований о войне против женщин. В ней она потерпела поражение, но умерла непобежденной.