В марте российские сотовые операторы подключили 3,86 млн новых абонентов, увеличив количество своих клиентов до 86,1 млн человек (59,3% населения), говорится в отчете исследовательской компании iKS-Consulting. Но к этим гигантским цифрам скептически относятся другие эксперты. Так, по их данным, в Москве третий месяц подряд абонентов насчитывается больше, чем жителей, и их цифра продолжает стремительно расти, поэтому в отчетах появились оговорки: считаются не люди-абоненты, а новые SIM-карты.
«В соответствии с нашими оценками реальный уровень проникновения (количество SIM-карт на число жителей. — «Газета.Ru») находился в марте 2005 года на уровне 60–65%. Эта статистика принимает во внимание тот факт, что реальное число жителей Mосковского региона составляет около 25 млн, а не 17 млн, как гласит официальная статистика, а также не учитывает неактивных абонентов», — признается Антон Погребинский, аналитик AC&M-Conulting.
По данным этой компании, в Москве почти 500 тыс. человек подключились к сетям сотовых операторов, и в марте проникновение в столице составило 18,6 млн (110% против 73% в марте 2004 года). В Москве «Би Лайну» удалось отвоевать лидерство у МТС (8,12 млн абонентов против 8,11 млн), правда, этот факт аналитики подвергают сомнению.
«Статус лидера в данном случае весьма условен, так как разница в 5-10 тыс. при абонентских базах, превышающих 8 млн, как в случае с МТС и «Би Лайном», не выглядит существенной», — отмечает господин Погребинский.
Третий по числу абонентов оператор «Мегафон» впервые с октября 2004 года подключил на своем «домашнем» рынке в Петербурге больше абонентов, чем его конкуренты, правда, здесь доля оператора и так остается стабильной — 42,2% (а у МТС и «Би Лайна» соответственно 32,1 и 18,8%).
МТС перехватила и инициативу у «Би Лайна», который почти весь прошлый год активно открывал сети и был лидером по подключениям и смог сократить отрыв от основного конкурента до 500 тыс.
Теперь МТС стала самой популярной в новых подключениях за пределами Москвы и Петербурга и увеличила свою абонентскую базу в России до 30,25 млн, у «Би Лайна» же на 800 тыс. меньше (29,4 млн).
Очевидно, руководство «Вымпелкома» (торговая марка «Би Лайн») слишком поспешило заявлять о претензиях на лидерство в России. «Сейчас мы догнали и в этом году, возможно, перегоним основного конкурента», — сказал в понедельник Александр Изосимов, гендиректор «Вымпелкома», по сведениям которого у компании уже больше 30 млн абонентов.
««Би Лайн» уже почти не запускает новые регионы (компания уже работает в 75 из 77 регионов, предусмотренных выданными лицензиями. — «Газета.Ru»), в отличие от МТС, которая владеет лицензиями на все регионы России и начинает активно открывать новые сети, — говорит Оксана Панкратова, старший аналитик iKS-Consulting. — Для «Би Лайна» существует опасность сильно отстать от конкурента, если он не получит лицензию на Дальний Восток. Но компания также может вести агрессивную политику по привлечению новых абонентов, что, правда, может очень негативно отразиться на ее финансовых результатах».
$$$$$$«Вымпелком» уже несколько раз подавал заявку на получение лицензий на судьбоносный для определения лидерства регион, но Мининформсвязи отклоняло их под разными предлогами, поэтому компания рассматривает и варианты покупки операторов на Дальнем Востоке.
Тем не менее гендиректор «Вымпелкома» надеется, что сможет убедить министра связи и информационных технологий Леонида Реймана: «Я ему задал тот же вопрос (о лицензии на Дальний Восток. — «Газета.Ru»). Он сказал, что разделяет мнение, что мы должны быть федеральным оператором».
Таким образом, судьба лидерства на российском рынке сотовой связи, который, по прогнозам чиновников из Мининформсвязи и аналитиков, к концу года перевалит за отметку в 100 млн абонентов, в руках одного человека.