Как заявил министр Рейман на расширенном заседании коллегии Мининформсвязи, в 2005 году «важным направлением деятельности министерства является опережающее совершенствование нормативно-правовой базы». По его словам, «мы зачастую имеем дело с правовыми актами, которые либо уже отстали от реалий жизни, либо просто с правовым вакуумом».
Приоритетом на 2005 год в Мининформсвязи называют три закона: разработка и принятие новой редакции закона «Об информации, информатизации и защите информации», закон «О средствах массовой информации» и «О рекламе», которые были приняты более 10 лет назад и устарели. К тому же министр рассказал о новых направлениях государственного регулирования — вопросы использования регулирование интернета.
Про регулирование русской части глобальной сети министр сказал очень обтекаемо: «Необходимо раскрыть правовые вопросы использования ИКТ (информационно-коммуникационных технологий. — «Газета.Ru») для дистанционного предоставления социально значимых услуг дать правовые определения электронных СМИ, которые в том числе распространяются в интернете, и узаконить средства борьбы с незапрошенным распространением информации (спам)».
Некоторые участники рынка, пожелавшие сохранить анонимность, считают и другие заявления министра на расширенном заседании коллегии Мининформсвязи «обтекаемыми и ничего не значащими», сделанным для «своих» — связистов, но признают, что в четверг в правительстве Леонид Рейман будет говорить более предметно.
Так, он обещал представить программу «Развития национальной инфокоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации», разработка которой имеет большое значение «в решении тех проблем и задач, которые сегодня стоят перед отраслью, в том числе задачи обеспечения всех граждан России качественными услугами связи».
Программа, разработанная Мининформсвязи совместно с Минрегионами, Минэкономразвития и Минпромэнерго, состоит из шести направлений, которые в основном связаны с другим ведомством — Минобороны. Она должна ускорить конверсию радиочастот (более 90% спектра занимают военные, и связисты никак не могут отвоевать у них частоты).
Министр напомнил, что с 2005 года в бюджете предусматривается специальная строка расходов на конверсию радиочастот, хотя пока выделено «всего 30 млн рублей»
В новой программе предлагается освободить «Ростелеком», входящий в госхолдинг «Связьинвест», от нужд военных, которые мешают ему конкурировать с другими компаниями. Одно из направлений программы — развитие цифровой сети связи для нужд государственного управления обороны, безопасности и правопорядка «позволит решить вопросы, связанные с нагрузкой на бизнес, скажем, на «Ростелеком», и улучшить ситуацию на рынке у компаний, которые сейчас эту функцию выполняют», — уверен Леонид Рейман.
В четверг он также будет убеждать своих коллег модернизировать инфраструктуру почты, без которой она «не сможет стать экономически эффективным инструментом для решения поставленных задач».
«С 2000 года отрасль связи и информационных технологий ежегодно растет более чем на 30%. Наша задача сохранить эти темпы. Но экстенсивный путь развития, видимо, исчерпал себя и нужно выбрать новый подход по стимулированию развития отрасли», — отметил господин Рейман и выразил уверенность, что программа «Развитие…», которая считается частью нового подхода, в ближайшее время будет одобрена правительством.
В пресс-службе Мининформсвязи говорят, что ожидают после этого заседания будет выпущен ряд поручений или даже создана новая федеральная целевая программа (ФЦП). Но участники рынка и аналитики не видят в программе ничего особенного и не совсем соглашаются с министром о необходимости перехода от экстенсивного пути развития к интенсивному.
«В отрасли есть огромный нереализованный потенциал, который возможно реализовать, только если удастся решить вопросы правого обеспечения: закон «О связи» действует с 1 января 2004 года, но фактически не работает (из-за того, что до сих пор не принят ряд подзаконных актов к нему. — «Газета.Ru»), — говорит Татьяна Толмачева, аналитик исследовательской компании iKS-Consulting.
— До сих пор существует неудовлетворенный спрос – проникновение фиксированной связи не превышает 27%, а сотовой — более 50%, но еще есть место для роста. Необходимо только стимулировать работу операторов связи».