«Сейчас планируется внести в правительство Российской Федерации проект указа о приватизации «Связинвеста». Он буквально вчера (во вторник. — «Газета.Ru») находился уже в Министерстве юстиции, это последняя инстанция, все остальные правительственные структуры уже согласовали этот документ и, возможно, сегодня или завтра он будет нами внесен в правительство», — заявил в среду на расширенном заседании коллегии Мининформсвязи Андрей Шаронов, замминистра экономического развития и торговли.
Господин Шаронов надеется, что приватизация государственного холдинга создаст условия для скорейшей либерализации и развития конкуренции в отрасли связи. Но чиновник заявил и об опасениях своего ведомства. «Все-таки это «Связьинвест» (приватизируется весь госпакет – 75% минус 1 акция. — «Газета.Ru») с дочерними компаниями, большой конгломерат, который имеет огромную рыночную власть, поэтому мы должны понимать, что, продавая эту компанию частному инвестору, мы потенциально усиливаем рыночную власть, — предупредил замминистра. — Существует возможность злоупотребления этой рыночной властью, поэтому задача государства, регулятора, в частности, состоит в том, чтобы максимально тщательно следить за ситуацией на рынке и предпринимать шаги, которые бы способствовали демонополизации этого рынка».
Леонид Рейман, который руководит регулятором в области связи и по совместительству возглавляет совет директоров «Связьиневста», утверждает, что все меры против возможных злоупотреблений уже приняты.
«Я всегда говорил, что у нас есть общая позиция с Минэкономразвития (по приватизации «Связьинвеста». — «Газета.Ru»), а «техника» в основном за ними и за ведомствами, которые сегодня в правительстве отвечают за приватизацию, а мы, конечно, в ней активно будем участвовать, — заявил «Газете.Ru» министр. — C помощью инструментария, который сегодня создан, вполне можно ограничить негативное влияние доминирующего положения».
Участники рынка связи по-разному отнеслись к опасениям Минэкономразвития и заявлениям господина Реймана.
«Истина находится ровно посередине. Проблема состоит в том, что не все подзаконные акты к закону «О связи» приняты, в частности, два важнейших — о порядке взаиморасчетов между операторами и правила построения сетей связи — не приняты. Без этих двух документов «Связьинвест» сможет злоупотреблять своим монопольным положением», — говорит Александр Малис, вице-президент телефонной компании «Корбина Телеком».
По его словам, положения закона «О связи» действительно ослабляют монополизацию рынка. Но некоторые подзаконные акты, обязательные к применению, наоборот, усиливают положение монополиста. — В частности, речь идет о правилах присоединения сетей электросвязи, в соответствии с которым лицензию услуги внутризоновой связи могут получить только те компании, которые присутствуют во всех российских городах и населенных пунктах, входящих в конкретную зону (область). Таким требованиям отвечает сейчас только «Связьинвест», но, поскольку новые правила утверждены буквально на днях, монополист не успел начать закручивать гайки. Однако компании, которые могут оказаться не у дел, в частности московский оператор «Корбина Телеком», боятся, что после приватизации потеряют свою нишу на рынке. По новым правилам, чтобы получить лицензию, им придется внедриться в каждый населенный пункт, где прочно обосновался «Связьинвест».
Мнение крупнейших игроков рынка напрямую зависит от их шансов на победу в приватизационном аукционе.
«Мы совершенно согласны, что государственная монополии — это плохо, но частные — еще хуже (частный собственник намного эффективнее может использовать положение монополиста)», — комментирует Кирилл Бабаев, вице-президент по связям с общественностью «Альфа-Телеком», которая считается одним из претендентов на покупку холдинга.
«Мы считаем, что следствием столь поспешной приватизации «Связьинвеста» неизбежно будут злоупотребления частного монополиста в социальной и экономической сфере, то есть резкий рост тарифов и замедление телефонизации страны».
Представители московской АФК «Система» и питерского холдинга «Телекоминвест», которых называют основными претендентами на «Связьинвест», отказываются комментировать слова замминистра Шаронова. «Заявления чиновников, если они не касаются нас напрямую, мы никогда не комментируем», — отметил Алексей Ионов, пресс-секретарь «Телекоминвеста».
«Во всем мире было так же, как в России: монопольное положение компаний, которые владеют инфраструктурой последней мили (доступом к каждому абоненту. — «Газета.Ru»), ограничивают путем регулирования, — напоминает Елена Баженова, аналитик инвесткомпании «Атон». — В правилах присоединения прописано, что «Связьинвест» должен предоставлять недискриминационный доступ к свои сетям для других компании, но монополия с точки зрения его развитой инфраструктуры де-факто сохранится. Поэтому все будет зависеть от того, насколько цивилизованно либерализация рынка связи будет происходить в России».