Глава Минприроды во вторник на коллегии вдруг взял и выдал, что разрабатывает проект создания новой национальной нефтегазовой компании. Более того, судя по его реплике, проект вот-вот дозреет: Трутнев пообещал, что его рассмотрят на правительстве в мае, когда станут обсуждать «Стратегию освоения нефтегазового потенциала шельфа РФ до 2020 года».
То есть речь идет не о каком-то конкуренте могучей «Газпромнефти», а вовсе о другой компании, внимание которой будет сосредоточено исключительно на разработкке шельфов.
Но вот что странно: менее чем за два месяца до презентации новой монополии министр не способен даже точно сказать, будет ли это новое юридическое лицо или такая компания будет создана на базе существующей. «Дайте нам время до заседания правительства, где мы поднимем этот вопрос», — сказал Трутнев.
Аналитики в один голос клянутся, что впервые слышат о новом проекте. То ли он очень засекречен, то ли готовится в большой спешке — сказать не берутся, но тут же заподозрили, что без участия «Газпрома» здесь не обойдется.
Последние действия Кремля — в частности, по слиянию «Газпрома» с «Роснефтью», дележу имущества ЮКОСа — показывают: государство твердо намерено взять под контроль все сколько-нибудь значимые газовые активы в государстве. Очевидно, что смысл такой аккумуляции активов — пустить все финансовые потоки через одни руки. В то же время «Газпромнефть» готова наращивать свои нефтяные активы.
Во вторник глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что не собирается останавливаться на достигнутом. И в тот же день Трутнев заявил, что все шельфы тоже отдадут некой национальной нефтегазовой корпорации — возможно, существующей. Вряд ли это совпадение.
По оценкам Минприроды, запасы углеводородов на шельфах России достигают 100 млрд тонн условного топлива. Из них 15,5 млрд тонн нефти и 84,5 трлн кубометров газа. Кроме того, согласно конвенции ООН по морскому праву, Россия может закрепить за собой континентальный шельф в Северном Ледовитом океане с ресурсами нефти в 4,6 млрд тонн.
Тем не менее, по словам министра, при нормальном стечении обстоятельств выйти на объем добычи в 10–15 млн т нефти на шельфе возможно через 10–15 лет. «Но, если мы сейчас не подготовимся, этот срок будет отодвигаться», — сообщил Трутнев. Ничтожно малый объем добычи, на которую рассчитывает министр, можно, по-видимому, расценивать как ошибку, потому что ради такой величины вообще не стоит затевать проект. Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев назвал заявления Трутнева странными.
Не так давно Юрий Трутнев пообещал, что к разработке шельфов будут допущены в том числе и иностранные компании. С другой стороны, в новом законе о недрах будут поправки, что иностранцы не смогут участвовать в аукционах на добычу ископаемых и будут ограничены в правах на их разработку.
Известно, что для поддержания и развития ресурсной базы России необходимы гигантские инвестиции: только необходимые вложения в нефтянку на ближайшие 10 лет правительство оценивает в $128 млрд. О том, что готовы вкладываться, заявляют Индия и Китай. В ожидании правил игры другие инвесторы.
Судя по всему, в Кремле решили, что создание нефтегазовой корпорации — способ решить проблему, не выпуская из рук контроля за деньгами. И готовы предложить иностранцам достаточно понятные условия — работу под крылышком у «Газпрома».
Кстати, и помощник президента Игорь Шувалов во вторник сделал заявление, косвенно подтверждающее эту версию: он сказал, что «Газпром» будет создавать крупные альянсы с мировыми корпорациями по всему миру.