Поздно вечером во вторник ЮКОС объявил о прекращении судебных действий по иску о банкротстве, поданному в США. Компания также приняла решение об отзыве апелляции на решение хьюстонского суда отказать ей в рассмотрении дела. «Решение отказаться от продолжения судебных разбирательств в США, однако, не означает отказа от защиты прав акционеров компании… У менеджмента… нет выбора, кроме как агрессивно использовать все легальные методы защиты. Мы теперь сфокусируем наши усилия в других местах, и это должно помочь нам выжить и получить компенсацию за активы, которые были несправедливо экспроприированы», — приводятся в заявлении ЮКОСа слова председателя правления компании Стивена Тиди.
Но российские юристы в один голос утверждают, что ЮКОС исчерпал все средства защиты и уже практически ничто не может спасти его от банкротства.
Как уже писала «Газета.Ru», в начале марта «Юганскнефтегаз», который перешел в собственность «Роснефти», подал в московский арбитраж иски на общую сумму в $11,5 млрд с требованием обязать ЮКОС компенсировать налоговые претензии к «Юганскнефтегазу» за 1999–2003 годы, а также возместить ущерб от сделок по продаже имущества «Юганска» другим структурам ЮКОСа. Если требования к ЮКОСу будут признаны справедливыми и компания, получив исполнительный лист, не погасит задолженности, то «Роснефть» руками «Юганскнефтегаза» сможет инициировать банкротство ЮКОСа.
По сведениям заместителя председателя правления ЮКОСа Александра Темерко, «Роснефть» планирует подать иск о банкротстве ЮКОСа «в ближайшее время». По оценке юристов ЮКОСа, удовлетворить претензии «Юганскнефтегаза» и превратить его в крупного кредитора ЮКОСА суд сможет примерно через две недели.
Судя по заявлениям руководителей ЮКОСа, они намерены противостоять угрозе банкротства обращением в европейские суды.
Партнер юридической компании «Джон Тайнер и Партнеры» Валерий Тутыхин поясняет, почему это не спасет компанию от банкротства: «ЮКОС не имеет присутствия в европейских странах, и доказать обратное ему будет также сложно, как в суде США. К тому же для российского суда решения европейских судов будут не действительны».
Что касается разбирательства в Европейском суде по правам человека, то в его компетенции лишь констатация нарушения прав акционеров компании и взыскание компенсации с государства, однако сама процедура рассмотрения дела в нем занимает несколько лет, а угроза банкротства нависла над ЮКОСом уже сейчас, пояснил юрист.
Именно поэтому ЮКОС прекратил вести судебные разбирательства в США, считают эксперты. Очевидно, юристы убедили менеджмент компании в том, что шансы на положительное решение американского суда призрачны, а подача апелляции стоит денег. По оценке Тутыхина, рассмотрение американским судом апелляции может обойтись компании в сумму до $1 млрд. «Разбазаривание средств компании — повод для акционеров подать иск в суд на менеджмент, и они явно не хотят подставляться», — полагает юрист.
У менеджмента ЮКОСа остался только один способ уйти от банкротства, инициированного «Роснефтью», — ликвидировать компанию, но и он вряд ли сработает.
Вопрос о ликвидации акционеры смогут рассмотреть только на годовом собрании, намеченном на 23 июня 2005 года.
Ликвидация не предполагает назначения внешнего управляющего, что позволит ЮКОСу сохранять контроль над активами до конца. Но эксперт Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Юлия Стрижнева полагает, что для ЮКОСа этот вариант вряд ли будет приемлем:
«Ликвидируемая компания обязана оповестить своих кредиторов о предстоящей ликвидации. Я полагаю, что у кредиторов будут вопросы к ЮКОСу, поэтому им не дадут завершить процесс ликвидации без предварительного погашения кредиторской задолженности. Иными словами, ЮКОС заставят расплачиваться своими активами».
По мнению Стрижневой, спасти ЮКОС от банкротства могло бы решение правительства о реструктуризации задолженности компании. «ЮКОСу нужно будет обратиться в Минфин и Министерство по налогам, которые должны созвать комиссию, принимающую решение о том, что компании будет предоставлена возможность реструктуризировать и погасить по графику свою задолженность перед МНС», — пояснила процедуру эксперт. Даже после потери своей главной добывающей компании ЮКОС в условиях высоких цен на нефть мог бы со временем выплатить задолженность и восстановить свою платежеспособность и без банкротства, но государство дает совершенно противоположную установку. Поэтому юрист уверена, что и эту схему ЮКОСу применить не дадут.
По мнению аналитика ИК «Финам» Марии Радиной, цель государства —
получить контроль над активами ЮКОСа, и через процедуру банкротства она решается проще, чем если бы государство выставляло активы на аукцион в счет оплаты налоговой задолженности. «Чтобы выставить на аукцион принадлежащие ЮКОСу добывающие компании и НПЗ, нужно опять нанимать оценщиков, тратиться и терять время. А при банкротстве судьбу активов определит комитет кредиторов, в котором «Роснефть» и государство получат большинство», — считает она. В самой же компании мнения экспертов предпочитают не комментировать, а официальную позицию выразил накануне Темерко, заявивший, что в европейские суды компания все же обратится.