Мосгорсуд завершил рассмотрение доказательств по делу сотрудника службы безопасности компании ЮКОС Алексея Пичугина. Во вторник перед присяжными выступил Алексей Пичугин, все это время отказывавшийся от дачи показаний, ссылаясь на 51-ю статью Конституции России.
Подсудимый заявил, что не виновен в инкриминируемых ему преступлениях.
Генпрокуратура обвиняет Пичугина в организации покушений на бывшую советницу Михаила Ходорковского Ольгу Костину, экс-начальника управления делами ЗАО «Роспром» Виктора Колесова, а также в организации двойного убийства – в 2002 году бесследно исчезли жители Тамбова Ольга и Сергей Горины, с которыми Пичугин был в дружеских отношениях. Прокуратура подозревает, что Алексей Пичугин организовал преступления по просьбе одного из крупнейших акционеров ЮКОСа Леонида Невзлина — якобы они мешали деятельности нефтяной компании. В то же время в материалах обвинительного заключения заказчик преступлений фигурирует как «неустановленное лицо». «Неустановленными лицами» следствие считает и непосредственных исполнителей этого преступления. А тела Гориных до сих пор не найдены.
Как сообщили «Газете.Ru» источники, близкие к участникам судебного процесса, говоря об эпизоде с Гориными, Пичугин заявил, что с этой семьей у него были «теплые дружеские отношения». Он отметил, что беспокоился о судьбе пропавших супругов и занимался их поисками.
Пичугин также сообщил, что является крестным отцом сына Гориных.
Комментируя обвинения в организации двух покушений — на Ольгу Костину и Виктора Колесова, — совершенных осенью 1998 года, Пичугин заявил, что их фамилии стали ему известны лишь из обвинительного заключения.
По поводу Леонида Невзлина Алексей Пичугин сообщил, что между ними не было никаких отношений, «поскольку Леонид Невзлин – крупный акционер, а я всего лишь наемный работник».
Кроме Пичугина, по данным «Газеты.Ru», во вторник была снова допрошена Екатерина Рожкова, утверждавшая, что по просьбе Невзлина она приносила ему личное дело Костиной.
Следователи решили снова ее вызвать, поскольку на предыдущих слушаниях свидетели защиты опровергли ее показания.
Рожкова подтвердила ранее данные показания. По ее словам, в 1998 году она передала Леониду Невзлину фотографии и личное дело Ольги Костиной. А затем Невзлин, по мнению следователей, передал их Пичугину для организации убийства Костиной.
В ответ адвокаты представили показания Рожковой, данные на предварительном следствии, которые противоречат ее нынешним показаниям, и предложили устроить очную ставку со свидетелями защиты, чтобы присяжные сами решили, кто прав.
По словам источника «Газеты.Ru», Екатерина Рожкова «просто физически» не могла взять дело Костиной по поручению Невзлина в 1998 году. Секретарь работала у крупнейшего акционера ЮКОСа только до 1995 года — об этом заявляли свидетели защиты. Однако судья Наталья Олихвер, отказала адвокатам в проведении очной ставки.
После показаний Алексея Пичугина и допроса Екатерины Рожковой суд назначил прения сторон, которые пройдут в среду, 23 марта. Судья Наталья Олихвер, председательствующая на процессе, отказала адвокатам Алексея Пичугина в предоставлении времени для подготовки к прениям. Предполагается, что первым завтра в суде выступит представитель Генпрокуратуры Камиль Кашаев. Затем слово будет предоставлено защите.
При этом Олихвер запретила адвокатам анализировать перед присяжными речь гособвинителей. По словам адвокатов, этот запрет не позволит защитникам показать присяжным явные нестыковки в позиции следователей.
После прений сторон суд назначит дату вынесения вердикта присяжных. Присяжным предстоит определить, удалось ли доказать виновность Алексея Пичугина и второго обвиняемого Алексея Пешкуна. В случае положительного ответа присяжные ответят на вопрос, заслуживают ли подсудимые снисхождения. Ожидается, что вердикт будет вынесен на этой неделе.