ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) опубликовало финансовые результаты за 2004 год, которые, по мнению многих аналитиков, оказались негативными, хотя и не шокирующими инвесторов.
На первый взгляд все не так уж плохо. Чистая прибыль МТС увеличилась на 97,7% (по сравнению с 2003 годом) — до $1,023 млрд, выручка выросла на 52,7% до $3,887 млрд.
Самой негативной новостью для инвесторов эксперты считают то, что за последний квартал 2004 года абонентская база МТС увеличилась на 7,59 млн (до 34,22 млн), но почти на 20% снизился средний ежемесячный доход с одного абонента — с $14 до $11,2.
Финансовый директор МТС Николай Цехомский пояснил, что затраты компании на рекламу и маркетинг в IV квартале выросли на 40% (по сравнению с III карталом) до $60,2 млн, а с учетом дилерских комиссионных общие коммерческие расходы составили $162,6 млн ($107,5 млн в III квартале).
«Очень слабые результаты, которые совсем не впечатляют. Резкий рост абонентской базы — в последнем квартале он составил примерно 25%, практически никак не отразился на выручке», — сожалеет Константин Чернышев, аналитик ФК «УралСиб».
«Получается, что у МТС большое количество мертвых душ, которые не говорят и не приносят дохода», — пояснил аналитик.
«Большинство абонентов, подключенных в декабре, просто не успели принести нам доходы: например, они получали в Московском регионе 2005 секунд в подарок (эквивалентно примерно $8). Кроме того, существует общая тенденция снижения ежемесячных доходов с абонента», — оправдывается Павел Нефедов, руководитель департамента по связям с общественностью МТС.
А президент МТС Василий Сидоров объясняет все неудачи сезонными факторами и агрессивной борьбой за лидерство в России: «Общее повышение эффективности бизнеса обеспечило рост операционной прибыльности за год, однако в четвертом квартале уровень рентабельности снизился из-за дополнительных затрат на увеличение числа подключений».
«МТС слишком агрессивно пыталась сохранить лидерство по количеству абонентов, поэтому раздавала бесплатные SIM-карты и минуты (по некоторым данным, с 1 декабря по 15 января компания раздала 500 тыс. карточек. — «Газета.Ru»). Но МТС предупреждала инвесторов о негативных результатах, поэтому рынок был готов», — отмечает Андрей Богданов, аналитик Альфа-банка.
«Вымпелком» был обязан последовать примеру МТС и тоже вести агрессивную политику, поэтому и на его результатах скажется эта гонка».
Господин Богданов надеется, что в будущем МТС и «Вымпелком» будут менее агрессивными, иначе «рынок не выдержит», к тому же набор большого числа абонентов в конце 2004 года может обернуться сильным оттоком уже к лету 2005 года.
Павел Нефедов умеренности в маркетинговой политике не обещает, но уверен, что компания в состоянии сохранить высокий уровень рентабельности. «Перестанут действовать сезонные факторы, и мы рассчитываем, что в 2005 году рентабельность останется в пределах 50–55%», — говорит он.
А Елена Саяпина, аналитик исследовательской компании AC&M-Consulting, считает, что МТС не зря боролась за лидерство. «В течение всего 2004 года МТС и «Вымпелком» постоянно соперничали за лидерство, осенью разрыв достиг 500 тыс., но у МТС был запас финансовой прочности, которой она могла пожертвовать, чтобы сохранить лидерство. Сейчас разрыв остается прежним — 525 тыс. человек, и, учитывая огромные абонентские базы, его можно относить к разряду погрешности», — уверена она.