11 января текущего года участники конфликта объявили о том, что условия снижения субсидий предприятиям авиапрома согласованы. Но теперь спор вновь может быть вынесен на суд юристов Всемирной торговой организации. Если это произойдет, то конфликт между ЕС и Америкой станет крупнейшим разбирательством за всю историю существования ВТО.
«Несмотря на наши старания, Евросоюз не намерен отказываться от субсидий. Это очевидно. 11 января порядок сокращения государственной помощи предприятиям гражданского авиастроения был согласован с представителями ЕС. Но за два последних месяца они отказались от достигнутых договоренностей. Теперь Евросоюз ищет возможности для того, чтобы пересмотреть условия нашего соглашения», — заявил пресс-секретарь торгового представителя США Ричард Миллс после окончания телефонных переговоров между заместителем госсекретаря США Роберта Зеллика с главой торговой комиссии ЕС Питером Менедельсоном.
Евросоюз отреагировал на резкие заявления американских чиновников довольно холодно. «Питер Мендельсон крайне удивлен тем, что американские коллеги позволили себе сделать подобные высказывания перед прессой, — сказал пресс-секретарь представительства Еврокомиссии в Вашингтоне Энтони Гуч. — Если господин Зеллик заявляет о провале переговоров, то представители Еврокомиссии не были об этом проинформированы».
Конфликт Америки и ЕС, разгоревшийся из-за господдержки предприятий авиастроительной индустрии, стал продолжением борьбы крупнейших мировых авиаконцернов — американского Boeing и европейского Airbus.
Конкуренция на авиастроительном рынке, объем которого составляет порядка $50 млрд в год, давно вышла на правительственный уровень.
Представители Boeing не скрывают, что последние решения властей США приняты в интересах и по инициативе концерна. «Мы продолжаем оказывать поддержку действиям правительства, направленным на борьбу с государственным субсидированием концерна Airbus. Незаконная госпомощь — это главное препятствие для развития отношений с коллегами из Европы», — заявила пресс-секретарь представительствa Boeing в Вашингтоне Аманда Лэндерс.
6 октября 2004 года власти США подали жалобу во Всемирную торговую организацию, в которой обвинили Airbus в получении незаконных государственных субсидий на $15 млрд в период с 1967 года. В ответ ЕС обвинил Америку в предоставлении незаконной помощи Boeing в размере $23 млрд.
По данным европейских чиновников, американский авиаконцерн получал выгодные госконтракты на льготных условиях, необоснованные налоговые послабления, а также финансовую помощь со стороны Японии, на территории которой размещены заводы Boeing по сборке крыльев и фюзеляжей для лайнеров.
В декабре 2004 года Америка и ЕС приняли решение урегулировать возникшие разногласия в рамках двустороннего сотрудничества. Но, по всей видимости, переговоры зашли в тупик.
«CША намерены придерживаться договоренностей, достигнутых 11 января. Но если ЕС откажется им следовать, то конфликт вновь будет выведен в юридическую плоскость», — заявил Ричард Миллс.
По словам одного из высокопоставленных американских чиновников, которого цитирует агентство Reuters, Евросоюз требует подключить к переговорам представителей Японии. Также в ЕС очень недовольны тем, что американские компании-экспортеры получают существенные налоговые льготы, заявил источник.
В то же время один из участников переговоров со сторонны ЕС на условиях анонимности заявил, что «Европа имеет полное право давить на США по обоим из этих пунктов». «Америка непостижимо, иррационально отреагировала на обычные трудности, которые неизбежно возникают в процессе переговоров», — считает официальный представитель Евросоюза.