Как сообщает CNN, сегодня, 14 марта, ранним утром в своем доме в городе Мерфрисборо, штат Теннесси, США скончалась известная американская писательница Андре Нортон.
Российские любители фантастики помнят это имя в нескольких вариантах — Андрэ Нортон, Эндрю Нортон, Андре Нортон; популярность писательницы была столь велика, что в бурные перестроечные времена, когда на книгоиздании делались первые российские состояния, каждое издательство, торопясь успеть с новым переводом, транскрибировало имя Andre Norton самостоятельно. Однако разночтения никому не мешали – этого автора помнили еще с времен, позже названных «застойными». Как известно, круг допущенных к изданию зарубежных авторов был тогда весьма ограниченным, но, возможно, именно поэтому весьма достойным. То же самое было и в фантастике – Рэя Брэдбери, Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова, Артура Кларка и других «удостоенных» переводили лучшие переводчики страны.
Не стала исключением и Нортон – к примеру, ее «Саргассы в космосе» переложил на русский язык не кто иной, как Аркадий Стругацкий.
Однако настоящая популярность Нортона началась в конце 80-х — начале 90-х годов. Именно тогда стали переводить фэнтези, и именно нортоновская серия романов «Колдовской мир» наряду с трилогией Толкиена и другими романами стала теми книгами, по которым россияне знакомились с новым для себя жанром.
Покупатели, ажиотажно сметавшие книги с лотков, часто даже не подозревали, что под мужским псевдонимом скрывается дама — Алиса Мэри Нортон. В 30-е годы прошлого века, когда вышли ее первые романы, даже Америка еще не подозревала о политкорректности и жила, погрязнув в мужском шовинизме, поэтому Алисе Мэри Нортон пришлось юридически изменить имя на Андре Алиса Нортон, но «Алису» на обложках своих книг стыдливо опускать: читать «бабскую фантастику» американцы не собирались.
В ее биографии не было ничего выдающегося – книжная девочка, из-за Великой депрессии вынужденная бросить университет «Кейс Вестерн Резерв» в Кливленде, она долгие годы трудилась на самой что ни на есть женской работе – в библиотеке. 18 лет она провела на должности ассистента библиотекаря в детском отделении Нотингемской библиотеки в Кливленде. Пыталась писать, но не очень удачно; за пятнадцать лет исступленной работы она издала восемь книг различных жанров — исторические романы, детективы, фантастика, но они не принесли ей ни успеха, ни известности.
Успех пришел после книги после книги «Сын звездного человека» (1952).
Этот постъядерный роман об уцелевшей горстке людей, борющихся за Землю с полчищами мутировавших крыс, стал очень популярен и почти сразу же был переиздан большим тиражом под названием «Рассвет — 2250 год».
После этого и появился известный американский фантаст Андре Нортон, поражающий всех своим трудолюбием.
За свою жизнь Нортон написала больше 130 романов, почти 100 рассказов и редактировала многочисленные антологии научной фантастики, фэнтези, мистики и вестернов.
Казалось, при таком количестве вопрос о качестве уже не встает, однако, несмотря на то, что слабых произведений в ее библиографии, конечно же, хватало, некоторые романы были на удивление хороши. Они и сделали ее живым классиком жанра.
Перечислять все полученные ею литературные премии не имеет смысла. Достаточно сказать, что именно для нее Ассоциация американских писателей-фантастов вынуждена была ввести новый титул. В немногочисленной тогда компании «великих мастеров фантастики» (Grand Master of Science Fiction and Fantasy) появилась «великая леди фантастики» (Grand Dame of Science Fiction and Fantasy). Это потом компанию ей составила Урсула Ле Гуин, другие писательницы, но Нортон была первой.
Теперь премии называют ее именем: в этом году Ассоциация американских писателей-фантастов учредила премию Андре Нортон, которая впервые будет вручена в 2006 году.
Писательница одобрила эту идею перед смертью и даже назвала нескольких номинантов, которые могли бы на нее претендовать. У нее уже давно был рак, несколько недель назад она, похоже, просто устала бороться за жизнь и уехала из госпиталя домой – умирать.
И вот сегодня, на 94-м году жизни, это случилось. В своем завещании она попросила не устраивать никаких панихид, а кремировать ее вместе с первым и последним романами. Ее первый роман, историческая фантазия «Принц командует», вышел в 1934 году, когда ей было только двадцать два. Последний, «Три руки скорпиона», должен выйти в апреле, но издатель уже заявил, что сегодня-завтра будет срочно изготовлена одна сигнальная копия, чтобы выполнить последнюю волю покойной.
Между первым и последним романами – 71 год.