Вернисажи из программы фестиваля «Мода и стиль в фотографии» заполняют всю нынешнюю неделю, а кое-какие залезают и на следующую. То, что уже пооткрывалось, составляет изрядную долю фестивального репертуара и может с некоторыми оговорками быть принято за его ядро. Во всяком случае, заявленная тема «Кино как стиль жизни» раскрыта с максимальной полнотой и даже несколько избыточно – в том смысле, что от фотографий кумиров зарябит в глазах у любого, даже отъявленного синефила. Мэрилин в шаловливой позе девчушки-проказницы, томная Лиз Тейлор на пляже, мужественно-насмешливый Бельмондо с его знаменитым голым торсом, мечтательная Мэри Пикфорд со слезинкой во взоре, циничный Брюс Уиллис с кривой ухмылкой — на разных площадках, от разных авторов, снимавших в разные эпохи и в разных манерах.
Где-то клишированные ракурсы, где-то попытки заглянуть в душу, где-то поспешный репортаж — и общее ощущение утомительного карнавала, какое всегда возникает от ажиотажа вокруг звезд.
Киношных знаменитостей воспевали, каждый на свой лад, Вилли Риццо, Анджело Фронтони, Эдвард Штайхен (последний кажется самым интересным — не исключено, что по причине хронологической удаленности: в МДФ показаны его голливудские портреты 20–30-х годов). В ряде случаев на первый план выходят мизансцены из съемочного процесса и внесъемочных промежутков — тут особенно усердствуют хроникеры фильмов про Джеймса Бонда (больше всего их интересовали отношения между Шоном Коннери и Урсулой Андерс при выключенной камере). А Джонатан Торговник поведал о культе кино в Бомбее — запечатленная им смесь уличной нищеты с бьющей отовсюду постерной романтикой запоминается сразу, хотя взгляд на экзотику несколько туристический. Там же, в «Галерее искусств» на Пречистенке, зачарованная Малла Хукканен представляет длиннющие ряды с трактовками образов режиссера Аки Каурисмяки. Это почти кинокадры, и надо быть фанатом финского кинематографа, чтобы находить разницу между тем, как «Вдаль уплывают облака» на экране и в хукканеновских отпечатках. А чтобы оценить фотосериал Элинор Каруччи «Семья», следует раскрепостить вуайеристские наклонности: барышня рассказывает об интимной жизни своих домашних с помощью кадров, носящих названия типа «По дороге в туалет в 5 утра» или «Дедушка в душе».
Пожалуй, самым безупречным автором фестиваля — и в профессиональном, и в моральном отношении — можно назвать Марка Рибу, вице-президента знаменитого агентства Magnum и последователя Картье-Брессона. Его ретроспектива в МДФ выделяется, извините, гуманизмом и репортерской точностью.
Насколько Рибу не врет и не спекулирует, снимая в Алжире, Иране или Чехии, можно проверить по московским кадрам 60-х годов — здесь любой наш соотечественник, даже юный, сразу почувствует аутентичность.
Ну а Хорсту П. Хорсту, чья выставка по соседству, можно отдать посмертную дань уважения за многолетнюю преданность гламуру. Его пальмовые листья, вуали, платья на просвет, гипсовые слепки и стилизованные одалиски кажутся лишенными оригинальности, зато отчетливо напоминают о предвоенных и послевоенных канонах — с годами это качество может начать перевешивать индивидуальные достоинства.
Наконец, не забудем про скандального Питера Джоэла Уиткина, который в стенах МДФ выглядит не таким уж и скандальным. Немного трупов, калек, транссексуалов, много псевдобарочных нагромождений — и непременная, почти маниакальная увлеченность деталями.
Легко себе вообразить человека, месяцами сидящего на койке в каком-нибудь закрытом оздоровительном учреждении и лелеющего в мозгу мельчайшие оттенки сочиненных им фантасмагорий.
Только Уиткин от общества не изолирован, а находится в расцвете долгой творческой деятельности, то и дело награждая человечество композициями «Женщина, мастурбирующая на Луне» или «Яйца моей амнезии». Неудивительно, что соседствующий с ним Рэймон Вуанкель выглядит несколько пресным — хотя он и вправду таков, пожалуй. Опять съемочные площадки, опять Хичкок и Кокто, опять мускулистые мужские торсы в контрастном освещении… Все-таки пресыщение от фестивального набора наступает слишком быстро, чтобы находить в каждой выставке собственную изюмину. Типические признаки жанра начинают довлеть над прочими характеристиками. Зато всего много.
Доступны перечисленные объекты на экспозиции в МДФ и«Галерее искусств» на Пречистенке до 10 апреля.