Борис Немцов, бывший лидер СПС:
— В РАО ЕЭС Чубайс занимался вопросами такого масштаба, которые затрагивают интересы очень крупного бизнеса. А в крупном бизнесе уже очень-очень давно, с середины 90-х, не принято таким образом выяснять отношения. Именно в крупном бизнесе. Если бы это были мелкие преступники – тогда другое дело. Но Чубайс никогда не касался этих тем. Поэтому коммерческую версию я абсолютно не принимают. Это какая-то ерунда, такого нет. В крупном бизнесе нет этого давно.
С другой стороны, у Чубайса огромное количество политических противников и врагов. И тема политической мести ближе к истине, чем бизнес-версия. Но СПС тут ни при чем. Я имею в виду Чубайса как историческую личность, как строителя капитализма в России. Для его врагов это как красная тряпка для быка – экономические реформы, частная собственность, приватизация. Кто конкретно за этим стоит, я, конечно, не могу сказать. Я же не следователь Генпрокуратуры. Это уж пусть они разбираются, хотя я сомневаюсь, что они разберутся. Как всегда. У Чубайса было так много врагов, что можно потеряться в догадках, какой конкретно негодяй это заказал.
Виктор Анпилов, лидер движения «Трудовая Россия»:
Это покушение свидетельствует о том, что нельзя власти отмахиваться от требования общественности. Принцип неотвратимости наказания за совершенные преступление рано или поздно будет приведен в исполнение. Если не властью, то народом. Всегда найдутся смельчаки, которые возьмут на себя эту функцию.
С другой стороны это может быть и разработка ФСБ. Может быть у них столкновение интересов ельцинской и путинской группировки дошло до того, что решили попугать Чубайса.
Ну и что? Мы же не знаем, какие это смельчаки. Смельчаками они были бы тогда, когда бы довершили дело до конца. Все равно они понимали, что народ воспримет это с одобрением. Поэтому власть должна сделать выводы и выдать суду Горбачева, Ельцина, его подельников – всех, кто разрушал Советский Союз, кто ограбил народ и растащил его собственность.
Леонид Гозман, секретарь федерального политсовета СПС и член совета РАО ЕЭС:
— Мне кажется, политические и экономические аспекты деятельности Анатолия Борисовича очень трудно отделить друг от друга в связи с масштабностью того, что он делает все эти годы. Собственно враги, которые готовы стрелять, они были всегда. У них менялись имена, но не менялась суть. Это люди, которые не хотят изменений в стране и не хотят реформ, но не потому что у них такие политические взгляды — у бандитов нет политических взглядов. Не хотят потому, что в нормальной стране нет места людям, которые основывают власть, благополучие и богатство не на законе, а на грабеже, не на нормальной жизни, а на силе. Людям, готовым для достижения своих целей нажимать на курок, в той стране, которую мы строим, места нет. Они это прекрасно понимают.
Но тот факт, что они стреляют, говорит о том, что мы действуем успешно. Они пытались остановить Чубайса разными способами: клеветой, подкупом людей, которые будут его атаковать, и так далее. Ничего не получилось. Остался последний довод – пуля. К счастью, это не сработало благодаря профессионализму и смелости людей, которые были с Чубайсом в этот момент. А главное, Чубайс не тот человек, которого можно запугать пулей.
Чубайс никогда не имел отношения к тем кругам, в которых между собой выясняют отношения пулями. Поэтому к бандитским разборкам происшедшее сегодня не относится ни в коей мере. Происшедшее сегодня относится к продолжению противостояния с политической и экономической реакцией, которое было начато пятнадцать лет назад.
Ирина Хакамада, бывший лидер СПС:
— Я, конечно, не могу ничего объяснять, потому что ничего не знаю. Я уже давно отошла от СПС и не в курсе того, что там происходило. Но мне кажется, что это не связано с СПС, а, скорее всего, связано с РАО ЕЭС. В том, что покушение направлено на него, сомнений нет. И тут может быть два варианта: это может быть реальное покушение на убийство или же профессионально сделанная угроза. Это работали профессионалы, и наверняка это связано с переделом собственности. Какая здесь может быть политика? Партия все проиграла; кому она и чем грозит? Тем более Чубайс лоялен к Путину. Какая тут политика?
Виктор Алкснис, депутат Госдумы, фракция «Родина»
У господина Чубайса столько врагов и слева и справа, что даже трудно назвать конкретного. Он один из тех людей в России, которые имеют наивысший отрицательный рейтинг и поэтому тут возможны самые разные гипотезы – от политической расправы до финансовых разборок. Я не готов назвать предполагаемых заказчиков. С одной стороны я знаю, что у нас в России за политику пока, к счастью, не убивают. Чаще всего это делают по бизнесу. Предположить, что кто-то из российских радикалов решил отомстить Чубайсу за приватизацию – зная финансовое положение наших радикалов, чтобы даже купить джип Паджеро и все это организовать – ну нет у них таких денег. А по сообщениям прессы, покушение было не то чтобы очень высоко профессиональное, но во всяком случае дорогое. Скорее всего здесь, как говорят с прокуратуре, мотивы, связанные с профессиональной деятельностью объекта покушения.
Сам я отнесся к покушению вполне спокойно. У нас же бандитский капитализм и самый простой путь решения проблем – убрать человека. Есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы. У меня не вызвало это злорадства. Неприятно, когда такие методы применяются у нас в повседневной жизни. Если человек виноват, то приговор ему должен выносить суд, а такие методы мне не очень нравятся.
Борис Надеждин, член федерального политсовета СПС:
— Слава богу, что все остались живы. Я надеюсь, что следствие разберется в причинах, заказчиках, исполнителях и так далее. Гипотез по происхождению этого заказа я сейчас выдвигать не готов. Политика это или бизнес, понятия не имею. Чубайс настолько разносторонняя личность, что может быть все что угодно. Он занимался всем: и политикой, и бизнесом, и социальными проектами – чем угодно.