В ближайшие часы в Канаде пройдет заседание совета директоров самолетостроительной корпорации Bombardier, на котором, как ожидается, будет одобрена программа создания ближне-среднемагистрального самолета вместимостью 110–135 пассажиров. В этой нише Bombardier, ранее выпускавший машины лишь до 100 человек, надеется конкурировать с Airbus и Boeing, которые сегодня контролируют рынок машин этого типа, выпуская семейства самолетов А320 и В737 соответственно.
По оценкам специалистов Bombardier, на создание нового самолета корпорации придется потратить $2 млрд. Для компании, переживающей сейчас не самые лучшие времена, это весьма серьезная сумма. За два последние года Bombardier уже продала свои подразделения, занимавшиеся разработкой снегоходов и систем безопасности.
Но эти действия не остановили снижение прибыли: за первые девять месяцев 2004 года Bombardier показала убыток в размере $141 млн против $64,5 млн за аналогичный период прошлого года. Капитализация Bombardier упала почти вдвое. Все это закончилось отставкой президента компании Поля Телье в декабре прошлого года.
В планах нового менеджмента компании закрытие семи предприятий, три из которых расположены в Великобритании и по одному – в Португалии, Швейцарии, ФРГ и Швеции, а также продажа бизнес-единицы Bombardier Capital и сокращение размера дивидендов.
Вполне вероятно, что таким образом компания соберет необходимую ей для производства нового самолета сумму, но Bombardier надеется и на господдержку. Ее дочерним предприятиям в Канаде, Англии и Северной Ирландии поставлена задача добиться от своих правительств оплаты трети всех необходимых инвестиций в проект.
Именно тому заводу, который сможет заручиться поддержкой чиновников, и будет поручена окончательная сборка нового самолета Bombardier.
Сообщается, что такие переговоры c соответствующими департаментами канадского, британского и североирландского правительств уже состоялись (их попросили профинансировать сборку первых 135 машин), но ответ пока не известен.
А две недели назад появилась неофициальная информация о том, что выбор сделан в пользу Монреаля по двум причинам: во-первых, там расположена большая часть производства реактивных самолетов Bombardier, а во-вторых, 6 марта 91% рабочего коллектива монреальского завода проголосовал за проект нового шестилетнего контракта, который позволит производителю самолетов сократить затраты, но при условии, что окончательную сборку новых машин Bombardier доверять заводу в Монреале, а не в Торонто или Белфасте. Но официально выбор завода будет озвучен только после заседания совета директоров.
Между тем саму компанию Bombardier высокие затраты на новую программу не смущают. Там говорят, что емкость рынка неизмеримо больше $2 млрд. По оценке Bombardier, в течение 20 лет мировому авиарынку понадобится 5,8 тыс. машин с числом мест от 100 до 150 на общую сумму около $250 млрд (прогнозы Airbus несколько отличаются: европейская корпорация оценивает емкость рынка на 20 лет в 10,9 тыс. единиц на общую сумму $761 млрд в каталожных ценах 2004 года).
Только занять достойное место в этой нише Bombardier будет довольно сложно: компании Airbus и Boeing ежегодно продают больше 100 самолетов этого типа.
В российском офисе Airbus «Газете.Ru» сообщили, что к первой половине 2006 года концерн намерен довести выпуск лайнеров семейства А320 с 20 до 30 самолетов в месяц. Поэтому у европейцев нет опасений возможного появления конкурента и они говорят, что Bombardier будет непросто в этом сегменте рынка. Позицию Boeing выяснить не удалось.
Если совет директоров Bombardier одобрит программу и найдет деньги на ее реализацию, создание самолета вместимостью 110–135 человек начнется уже в этом году. На авиационном салоне во французском Ле Бурже этим летом канадцы планируют отчитаться о проделанной работе. А сдача в эксплуатацию первых машин намечена на 2010 год.