Британия призывает крупнейших экспортеров вооружения и военной техники поддержать новое соглашение, ужесточающее контроль за продажами обычных вооружений. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро заявил, что Лондон поддержит начатую в прошлом году кампанию благотворительной организации Oxfam и правозащитной группы Amnesty International «по подписанию общемирового соглашения, ужесточающего контроль за экспортом стрелкового оружия и минометов».
Министр обещает поставить концепцию нового договора о торговле вооружениями в повестку июньской встречи министров иностранных дел G8. В этом году на ней будет председательствовать Великобритания.
«Относительно простые и дешевые обычные вооружения, от стрелкового оружия бандитов и повстанцев до бомб террористов и танков репрессивных режимов, приводят к огромным человеческим страданиям, которых можно избежать, — пояснил Стро. — Нам нужно начать с убеждения наших международных партнеров в том, что более прозрачный и эффективный международный режим экспорта оружия в интересах всех нас».
Попытки поставить экспорт вооружений и военной техники под международный контроль предпринимаются не впервые, но дальше разговоров дело пока не пошло.
Причина в том, что в современном мире официальный экспорт вооружений и военной техники и так достаточно прозрачен. Ежегодно экспортеры предоставляют данные о проведенных поставках в те или иные страны в штаб-квартиру Организации объединенных наций в Нью-Йорке. На их основе ООН готовит итоговый отчет. Существует и общественный контроль за экспортом. Например, его ведет Стокгольмский институт стратегических исследований СИПРИ.
В отличие от информации ООН, отчет СИПРИ оперирует не официальными данными, представленными странами — экспортерами оружия, а собранными самостоятельно на основе публикаций в прессе, общения с экспертами и представителями государственных структур стран-экспортеров.
Неудивительно, что данные двух отчетов — «официального» и «общественного» — бывают весьма далеки друг от друга.
Кроме прочего, СИПРИ учитывает экспорт по единицам поставленной продукции, ООН по суммам выручки. В итоге получается, что, по данным Стокгольмского института стратегических исследований, Россия — лидер мирового экспорта вооружений и военной техники, а по данным ООН, в лучшем случае занимает 4-е место после США, Великобритании и Франции.
Впрочем, подобные расхождения для экспертов, в том числе и для господина Стро, неважны – в любом случае это легальный отслеживаемый по каналам министерств иностранных дел и спецслужб бизнес.
Но есть еще так называемый серый экспорт. Контроль, о котором говорит министр иностранных дел Великобритании, необходимо обеспечить именно над серым экспортом. Директор Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) Руслан Пухов оценивает его объемы в 5–10% от белых сделок. Именно поэтому речь и идет о всеобъемлющем соглашении с участием производителей.
Например, в списке ООН есть целый ряд стран, поставки оружия в которые запрещены, к примеру, в Ливию, Судан, Эфиопию. Но поставщиков это не останавливает.
Сложность выявления подобных серых сделок, как говорят эксперты, заключается в том, что о поставках становится известно, как правило, уже по факту. До последнего времени предотвратить поставки не представлялось возможным. Но в последнее время был принят ряд мер, направленных на ужесточение ситуации в сфере незаконной торговли оружием.
Россия внесла свою лепту: осуществлена серьезная работа по изменению экспортного законодательства и ужесточения требований к экспортерам продукции двойного назначения. В результате Москва как один из нелегальных поставщиков вооружении и военной техники в страны третьего мира перестала фигурировать в официальных сводках Госдепа США.
Но это не означает, что к нам больше нет претензий. Контроль над экспортом вооружений позволяет не только пресекать серые поставки, но и выдавливать с выгодных рынков «чужих» продавцов, заменяя их «своими».
«Любой прорыв России на какие-то серьезные рынки, в том числе и те, что традиционно были нашими, всегда вызывает и будет вызывать жесткое противодействие со стороны конкурентов, вплоть до не совсем корректных действий, — утверждает заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркалин. — Мы готовы и будем держать удар, потому что есть сфера российских интересов, есть обязательства перед нашими партнерами, и мы будем их соблюдать. Например, это происходит в Сирии. Несмотря на то давление, которое пытаются оказать на нас США, мы свои обязательства перед всеми выполняем».
Большинство стран — экспортеров вооружений и военной техники заинтересованы в контроле за экспортом оружия, но весьма и весьма условно и только в той мере, в которой это касается безопасности собственных государств.
Впрочем, Москва не только «борется» за свое право торговать вооружением, но включилась в натовскую программу «Активное усилие», действующую в акватории Средиземного моря и ставящую целью досмотр подозрительных судов, перевозящих запрещенные к экспорту: делящиеся материалы, оружие. В прошлом году два корабля Черноморского флота России около полугода совместно с ВМС стран НАТО вели наблюдение и досмотр подобных транспортов. В Брюсселе весьма высоко оценили выучку российских моряков и предложили России продолжать подобную практику.
«В данной ситуации мы не берем на себя никаких обязательств в рамках операции «Активное усилие», — подчеркнул министр обороны Сергей Иванов. — Мы не хотим иметь четкий график выхода кораблей в Средиземное море. Мы намерены направлять туда корабли по своему усмотрению. Не хотим — не направляем. Если будет принято решение о направлении в Средиземное море кораблей Черноморского флота, то за месяц мы проинформируем об этом наших натовских коллег».
Москва против усиления Ирана и поэтому поддерживает США. Но Москва поддерживает принцип территориальной целостности Китая и поэтому не видит препятствий к его вооружению, даже если это оружие будет применено в Тибете или на Тайване.
Не надо забывать, что не все чисто и у США. Нынешнее могущество «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) – прямое следствие поддержки организации Вашингтоном в середине 80-х годов (тогда это были повстанцы, воюющие с советскими войсками в Афганистане). Великобритания и Франция «по уши» в поддержке африканских режимов. Например, те же страны ЕС в обход американского эмбарго на поставки вооружений и военной техники или техники двойного назначения в Китай смогли в 2002 году наторговать с Поднебесной на $262 млн. В ходе расследования Госдепа в самих США был выявлен ряд фирм, продававших Пекину военные разработки.
Каковы перспективы принятия G8 предлагаемого Джеком Стро документа, эксперты судить не берутся. Поставки оружия давно превратились из инструмента политического регулирования ситуации в том или ином регионе мира в бизнес, по своей выгодности занимающий второе место после поставок нефти и приносящий странам-экспортерам миллиарды долларов дохода. Когда речь идет о подобных суммах, говорить о морали и ответственности уже не приходится.
«Нам нужно как можно меньше включаться во всевозможные ограничительные режимы, — считает Руслан Пухов. — Запад уже заставил нас ограничить распространение противопехотных мин, подписывается соглашение по контролю за переносными зенитными комплексами (ПЗРК). Теперь хотят ограничить экспорт стрелкового оружия и минометов. Вполне возможно, что этими мерами США хотят полностью лишить доступа к низкотехнологичному оружию страны третьего мира, с которыми они в основном и воюют. Для нас это черевато весьма серьезными потерями не только в плане экспортной выручки, но и способности промышленности производить сложную военную технику, так как большинство российских предприятий при отсутствии достаточного внутреннего заказа жестко ориентированы на экспорт».