К завершившейся восьмой национальной выставке-ярмарке «Книги России» расстарались не только издательства, но и Российская книжная палата. Традиционно именно на этой ярмарке подводятся итоги книжного года – в данном случае 2004-го.
Десять самых тиражных авторов в России
(таблица)
Все, конечно, плохо, тиражи падают, но мы сейчас не об этом. Среди вороха статистических таблиц, выдаваемых на гора Книжной палатой, есть одна очень любопытная – список самых тиражных авторов года. Вот как выглядела десятка самых издаваемых авторов в 2002 году.
Комментарии, думается излишни. Мужчин теснят по всем фронтам – и из десятки выжимают и тиражи отгрызают. С учетом того, что Вильмонт Е. в миру зовут Екатериной, можно контрастировать – в десятке остались два последних самурая, Акунин да Бушков, и те уже отнюдь не на первых ролях. Классическое «восемь девок, один я».
Можно было бы постонать по поводу засилья «иронического детектива», но вот беда – женский аншлюс в литературе отнюдь не исчерпывается этим жанром.
Для примера – на ежегодной конференции фантастов «Роскон» мало того что подводятся итоги года, так еще и проводят так называемые «мастер-классы», эдакий смотр перспективных молодых дарований. Так вот, на «Росконе-2005» среди 59 участников мастер-классов было 32 девушки и 27 молодых людей. Но вот среди пятерых победителей — четыре (!) представительницы лучшей половины и лишь один мужчина. И это фантастика – традиционно «мужской» жанр. Количество авторов-женщин там всегда исчислялось единицами, но вот среди молодого поколения авторов – уже как минимум полный паритет.
Какие выводы мы должны сделать из вышесказанного? «Много стало женщин-писательниц»? Садись, два. Правильный ответ – мало стало мужчин-читателей. Потому что когда речь идет о десятке самых продаваемых авторов, перед нами вовсе не талант автора, композиция романа и прочий благолепет филолога. Перед нами оскал структурного спроса рынка – во всю пасть, как на приеме у дантиста.
Не секрет, что книги в современном обществе сдают позиции – средний российский тираж в 2003 году был 8,7 тысячи экземпляров, в прошлом – уже 7,7 тысячи.
Почему так происходит, вас просветит любой социолог – потому что происходит переток потребителя в альтернативные сферы времяпрепровождения – телевидение, кино, компьютерные игры и т. п.
У нас, что бы мы там ни голосили о равноправии, до сих пор мужское общество. Поэтому осваивать новые земли первыми двинулись мужчины. Вы часто видите милую девушку, которая, оскалившись перекошенным лицом, поливает ботов огнем из BFG? Нет – потому что компьютерные игрушки преимущественно «заточены» под мужчин. Спросите любого кинопрокатчика – кто делает кассу. Вместо ответа он просто ткнет пальцем в список самых кассовых фильмов, где боевики и триллеры давно уделали мелодрамы и по общему количеству, и по сборам. Да что говорить – дам даже от любимого телевизора отваживают. Ненадежный они народ, занятой слишком – то на кухне готовят, то в ванной стирают. А мужик угнездился на продавленном по фигуре диване – не сковырнешь, и кнопки на пульте пальцами топчет. Вот и канули в воды Стикса мексиканские сериалы, вот и явилось им на смену Глобальное Зон-TV: если не менты улицы патрулируют, то бандюки на стрелке куролесят.
А женщинам остался праздник, который всегда с тобой. В сумочке. В мягкой обложке с привычной фамилией.