В понедельник правозащитники заявили, что накануне 8 марта в городе Бежецк Тверской области прошла милицейская спецоперация, аналогичная декабрьским событиям в Благовещенске. Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» член общественного совета по расследованию благовещенской зачистки журналист Марат Хайруллин, «в течение нескольких дней, с 5 по 9 марта 2005 года, сотрудники Госнарконтроля проводили в городе оперативные мероприятия. Спецназ врывался в рестораны, кафе, залы игровых автоматов, мужчин раздевали на глазах у женщин, ставили на колени и обыскивали. Есть информация, что в городе стреляли». Те же данные привел в интервью «Эху Москвы» глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, заявивший, что некоторых граждан били прикладами. По информации правозащитников, в целом в рейде участвовало два автобуса сотрудников спецназа.
«Зачем нужно было проводить эту спецоперацию в районе, где ситуация с наркотиками довольно спокойная, никому не понятно», — заявил Хайруллин.
Кстати, по его словам, в сентябре в Бежецке силами МВД уже проводилась похожая акция, правда, в тот раз — на центральном рынке райцентра.
Обо всем этом стало известно благодаря мониторингу нарушений прав человека в регионах, о необходимости которого председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявляла еще в начале 2005 года, после того как в Благовещенске от рук милиции пострадали сотни человек, был избит каждый 40-й житель района, а расследование событий началось только после вмешательства общественности и правозащитников. «Мы хотим выяснить, насколько остро стоит эта проблема во всех регионах, и будем проводить расследование в тех местах, где в действиях милиции были нарушения», — сказала тогда Алексеева.
Впрочем, пока все подробности произошедшего в Тверской области не известны самим правозащитникам, поэтому группа из нескольких организаций, в том числе движения «За права человека», в ночь на вторник должны выехать в Бежецк, чтобы в деталях узнать обо всем уже на месте.
Сотрудники правоохранительных органов выдают противоречивые данные.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФКСН) не подтверждает информацию об спецоперации в Бежецке.
Как заявил руководитель Департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН Александр Михайлов, он ничего не знает о проведении его ведомством такой операции. «Такой информации не слышал. А если там какая-то операция и проводилась, то и что?» — заявил он в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По словам Михайлова, подобные мероприятия всегда проводятся только на основании достоверной информации о наличии наркотиков «Если нужно осуществлять силовое воздействие на преступников, мы его осуществляем и ни у кого не спрашиваем разрешения. А то, что выстрелы, так у нас практически каждая третья операция со стрельбой, в том числе по нашим сотрудникам», — заявил он.
Однако в Тверском управлении ФСКН факт проведения операции признали, но заявили, что «ничего лишнего» сотрудники правоохранительных органов себе не позволяли.
«Операция проводилась силами управления ФСКН по Тверской области, и она завершилась 8 марта, — рассказал «Газете.Ru» и. о. начальника Бежецкого межрайонного отдела Тверского управления Эдуард Арсеньев. — Была получена оперативная информация, что группа жителей Бежецка занимается сбытом наркотиков. Задержана группа лиц. Возбуждены уголовные дела». По словам Арсеньева, в ходе задержания наркоторговцы оказали сопротивление и к ним была применена сила. Обычных граждан — по его словам, конечно, — никто не трогал, раздеваться не заставлял и прикладами не бил. Кроме того, он заявил, что в ходе задержания предполагаемых преступников оружие не использовалось. «Никакой стрельбы не было вообще», — сказал начальник отдела. От дальнейших комментариев он отказался, сославшись на тайну следствия.
Кстати, правозащитники заявили, что кроме событий в Тверской области они собираются расследовать субботние облавы в Красноярске. По данным СМИ, 13 марта 2005 года на одной из улиц Красноярска восемь милицейских нарядов задерживали всех подростков, оказавшихся в районе, и доставляли их в отделение. В целом было задержано от 50 до 70 подростков. По версии ГУВД Красноярского края, таким образом правоохранительным органам удалось предотвратить массовую драку — молодых людей задерживали на основании оперативной информации, что в районе намечаются молодежные беспорядки.