«Модель особых экономических зон основана на реализации регулирующих функций налогов прежде всего. И в рассматриваемых сегодня законах налоговые льготы призваны способствовать диверсификации экономики, — начал заседание премьер Михаил Фрадков. — Вместе с тем, следует помнить, что предоставление налоговых льгот предполагает ответственность и бизнеса, и власти, особо подчеркну ответственность региональных властей. Важно, чтобы эти инструменты развития не были превращены в банальную налоговую дыру».
На эти «дыры» премьер попросил обратить особое внимание министра экономического развития и торговли Германа Грефа.
Но господин Греф начал с наболевшего: «Это один из выстраданных, который мы последние пять лет совместно вынашивали. Слава Богу, эти вопросы находят решение, и в случае одобрения законопроекта мы сможем пощупать реальные плоды».
Министр рассказал, что благодаря этому закону Россия сможет повернуть в сторону перерабатывающих отраслей, в сторону «экономики знаний»: «Те страны, которые не смогли вовремя диверсифицировать свою экономику, терпят фиаско».
«После согласования законопроекта объем налоговых льгот оказался минимальным, но, тем не менее, это первый практический шаг в сторону экономики знаний, — продолжал господин Греф. — Даже механизм, предлагаемый в законопроекте, безусловно, будет стимулировать инвестиции».
По словам Грефа, в мире существует уже 1,2 тыс. таких технопарков.
Осторожность в отношении предоставления льгот министр объяснил так: «После провальной практики свободных зон и их закрытия нам нужен успешный опыт и положительный результат».
Для избежания налоговых «дыр», о которых предупреждал премьер, под законопроект об ОЭЗ подпадают только новые объекты, строящиеся с нуля (greenfield). Эти зоны будут строиться на средства федерального и региональных бюджетов (по 50%).
Докладчик закончил свой рассказ на достаточно оптимистической ноте, выражая надежду на то, что к 2007 году особые экономические зоны будут построены и правительство начнет привлекать инвесторов.
«Я смотрю, уже руки потянулись, — отметил премьер Фрадков. — Но я задам первый вопрос». И начал допрашивать господина Грефа о сроках реализации проекта, объясняя свою дотошность так: «Просто надо в бюджете на 2006 год, над которым мы сейчас работаем, учитывать затраты на построение этих зон».
Министр отвечал, что «новые очертания на территории земельных полей» мы увидим в 2007 году, и уже есть «десяток инвесторов», которые уже ждут реализации законопроекта.
«Какова ваша личная оценка окончательного текста законопроекта, который стал плодом компромисса: основной приоритет связан с территориальным развитием или индустриальным?» — задал каверзный вопрос зампред правительства Александр Жуков.
«Думаю, что все-таки после причесывания законопроекта это постиндустриальное развитие, новая экономика. Что касается регионального развития — это слабоватый инструмент, но, тем не менее, его достаточно для начала», — ответил министр Греф.
К дискуссии подключился министр регионального развития Владимир Яковлев, который посчитал свое ведомство обделенным: «Опыт в мире 1200 зон действует и приносит огромные доходы, но другие типы зон мы будем продвигать?». И привел в пример туризм, который, по его мнению, мог бы принести намного больше доходов.
«В первых вариантах законопроекта у нас были так называемые рекреационные зоны для развития туристического бизнеса, но, к сожалению, в ходе согласования этот инструмент пропал, — оправдывался господин Греф. – Думаю, надо продемонстрировать успешный опыт, который закладывается [в окончательную версию], и потом использовать дальше».
Депутат Ашлапов из комитета Госдумы по промышленности и наукоемким технологиям попытался раскрыть подвох в законопроекте: «Нам непонятен скрытый смысл: почему территории свободных зон не должны находиться во владении юридических и физических лиц? Вы дальше сказали, что должна быть развита инфраструктура, удобный подъезд, но невозможно найти такую территорию, чтобы она никому не принадлежала».
«Секрет прост: Мы не хотим, чтобы режим превратился в уклонение от налогов, —
раскрыл карты Герман Греф. — Законопроект подразумевает новые инвестиции, чтобы существующие бизнесы не попали в эту зону».
Депутат от Мурманска тоже не понял логику министра («зачем строить новое, если простаивает столько помещений») и предложил здания портов для свободных экономических зон. Герман Греф был учтив и с этим законотворцем: «Можно подумать и об этом. В законопроекте обсуждался режим свободных портов, но мы были вынуждены его убрать в качестве компромисса».
Самый неприятный вопрос напоследок приберег министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, который долго сидел и молчал, а потом вдруг попросил слова. «То, что этот закон рассматривается на заседании правительства после пяти лет согласований, — положительный факт. Хотя жалко, что много замечаний и не все они учтены, — сказал он. — Сам факт стимулирования этого обсуждения связан с совещанием в Новосибирске (в январе туда ездил президент Владимир Путин. — «Газета.Ru»). Но сам законопроект во многом касается территориального развития, а не производственного».
«Мы обсуждали его с представителями 12 крупнейших IT-компании и единодушно пришли к выводу, что этот законопроект им совсем не помогает».
«Я хочу здесь найти компромисс. Мы начали с IT, а оказалось, что они за бортом», — поддержал господина Реймана его начальник Фрадков.
«Не начинали, а за бортом не оказывались, — не выдержал Герман Греф. --Законопроект полностью приспособлен для IT. Вообще IT – это молоток, средство, а не цель. Молотку льготы не предоставляют!»
Михаил Фрадков бросился помирить подчиненных и обещал включить замечания Мининформсвязи в поручение правительства, а законопроет Минэкономразвития все-таки одобрил.