Американский комитет по контролю за иностранными инвестициями (Сommitteе on Foreign Investment) одобрил сделку между корпорацией IBM и китайской компьютерной компанией Lenovo. Китайский концерн с декабря 2004 года пытается выкупить подразделение американской IBM по производству персональных компьютеров за $1,25 млрд.
Необходимость добиться разрешения со стороны инвестиционного комитета была последним бюрократическим препятствием на пути к успешному завершению сделки между компаниями. Но преодолеть недоверие членов комитета было очень сложно.
Комитет по контролю за иностранными инвестициями состоит из представителей 11 федеральных органов управления. Среди них госдепартамент США, министерства финансов, юстиции, обороны и внутренних дел, а также ряд спецслужб. Эксперты комитета отнеслись к сделке между Lenovo и IBM с большим подозрением.
По мнению ряда высокопоставленных американских чиновников, продажа компьютерного бизнеса IBM китайской Lenovo означает для страны потерю перспективной компании, успешно работающей по контрактам с государственными властями США. Именно потерю, так как доверить техническое обслуживание деятельности американских министерств и ведомств иностранной компании США не могут по соображениям политической безопасности.
Некоторые представители инвестиционного комитета открыто заявляли, что, по их мнению, Lenovo заинтересована в приобретении компьютерного бизнеса IBM не только из-за потенциальной экономической выгоды.
Американские чиновники подозревали, что Китай намерен использовать сотрудничество с IBM как предлог для активизации промышленного шпионажа.
Федеральные органы безопасности считали, что китайская компания намерена ввести шпионов в штат предприятий, расположенных на закрытых территориях, где по соседству с офисами IBM работают засекреченные государственные лаборатории.
По непроверенным сведениям, для того, чтобы заручиться одобрением инвестиционного комитета и завершить сделку, представителям Lenovo и IBM пришлось пойти на компромисс с государством: установить запрет на присутствие китайских сотрудников в некоторых офисах IBM и существенно ограничить сотрудничество с силовыми ведомствами. Впрочем, эти данные лично опровергает руководитель компьютерного подразделения IBM Стефан Вэрд.
«Мы получили полную поддержку со стороны всех членов инвестиционного комитета, — заявляет Вэрд. — И никаких уступок по поводу размещения лабораторий Lenovo в секретных зонах или ее участия в обслуживании госконтрактов компании не делали».
Поглощение компьютерного бизнеса IBM китайским концерном приведет к созданию третьего в мире по величине производителя персональных компьютеров. Сильной стороной нового предприятия станут его прочные позиции на таких огромных рынках сбыта, как Китай и Юго-Восточная Азия.
Исполнительным директором компании станет Стефан Вэрд, а место председателя совета директоров займет нынешний исполнительный директор Lenovo Янькин Ян.
По условиям сделки Lenovo заплатит за компьютерный бизнес IBM $650 млн наличными и еще $600 млн акциями. Помимо этого китайская компания возьмет на себя долг IBM в размере $500 млн.
После завершения покупки объемы производства Lenovo возрастут в четыре раза.
Годовой доход компании, по прогнозам, составит порядка $12 млрд. Lenovo получит лицензию на использование бренда IBM в течение пяти лет, а также торговой сети американской корпорации, охватывающей 160 стран.
«Мы намерены завершить сделку во втором квартале 2005 года, — заявила пресс-секретарь IBM Кэрол Макович. — Дело пошло».
Аналитики сектора hi-tech считают, что создание транснациональной компьютерной корпорации, ориентированной на ведущие государства Азии, станет признанием лидерства этого региона в разработке и применении высоких технологий, хотя и несколько запоздалым.