По итогам торгов на Лондонской бирже металлов цена на медные фьючерсы с поставкой через три месяца поднялась до $3270 за тонну.
Стоимость меди в ходе торговой сессии во вторник достигла $3300 за тонну, рекордной отметки за все время торгов. В среду в электронной системе цены также остались высокими — $3250–3260 за тонну металла.
Курс доллара упал во вторник до самого низкого уровня за два последних месяца. Активности на рынке способствовало также объявление о предстоящем слиянии австралийских горнорудных концернов BHP Billiton и WMC, что приведет к созданию второго крупнейшего в мире производителя меди — после чилийского Codelco.
К концу февраля — началу марта цены на медь достигли 15-летнего максимума, что внесло определяющий вклад в рост индекса Reuters-CRB, учитывающего цены на 17 основных видов сырьевых товаров, до максимума за 24 года.
Стабильный рост цен на сырьевые товары вызван сочетанием нескольких факторов. Основное влияние на рынок оказали существенный рост мировой экономики, повышенные потребности Китая в ресурсах для ускоренной модернизации промышленности, а также усложнение условий геологоразведки и добычи сырья.
При таком раскладе инвесторы ожидают существенного роста мирового спроса на металл со стороны США, Китая и Японии. Япония – третий крупнейший в мире потребитель меди. Положительная динамика, которую вдруг показала японская экономика, заставила поверить, что на медном рынке сохранится высокий спрос. Рост промышленного производства в Японии, безусловно, способствует росту цен на медь.
Но и без спекуляции на рынке меди не обошлось. По данным аналитических центров, 20% от цены на медь — это спекулятивная премия.
Западные же трейдеры говорят, что столь высокие цены на медь сохраняются из-за ее дефицита на мировом рынке и из-за шатких позиций доллара, способствующих росту котировок.
Цены на медь начнут падать только тогда, когда доллар начнет дорожать, а этого не предполагается. По прогнозам, цены могут достигнуть отметки $3500 за тонну меди.
«Снижение курса доллара, по всей видимости, продолжится, — считает аналитик сырьевого рынка Commonwealth Bank of Australia Дэвид Тортелл. — Это приводит к росту цен практически на все виды сырьевых товаров».
Иван Манаенко, аналитик из «Велес капитал», добавил, что к концу 2005 года дефицит меди на рынке составит приблизительно 94 тыс. тонн. Что же до слияния австралийских горнорудных гигантов BHP и WMC, то Манаенко прокомментировал ситуацию так: «Не думаю, что на росте цен могла сказаться эта сделка. Во-первых, жестко контролировать стоимость металла им не позволит современное законодательство. Во-вторых, слияние компаний снизит их производственные издержки, что, напротив, должно привести к снижению цен».
Прогнозы на этот год показывают, что дешевле медь не будет точно. Специалисты медного рынка ожидают рост в 5–7%, но, по мнению Манаенко, даже эти цифры несколько занижены:
«Последние полтора года цветные металлы стали объектом спекуляции. На фоне валютных скачков находится все больше желающих вкладывать в медь. Так что можно предположить рост цен и до 10%».
Специалист по металлам из инвестиционной компании «Ренессанс капитал» Семен Миронов не полностью разделяет это мнение: «Сказался развившийся на рынке дефицит. Но я думаю, что такая ситуация продлится недолго. По нашим прогнозам, дефицит исчезнет уже к середине текущего года, что будет обусловлено открытием новых предприятий. Думаю, что цены сразу пойдут вниз».
«Уже к началу 2006 года предложение уравняется со спросом, а к рубежу 2006-го и 2007 года предложение превысит спрос, что вызовет еще большее снижение котировок меди».