Анонсы нынешнего «Оскара» были самые похоронные, ведь ни один претендент на награду не сделал в американском прокате сколько-нибудь впечатляющую кассу. Да и слово «шедевр» в рецензиях в общем не встречалось.
Это, конечно, плохо для кинематографа, зато, как ни странно, пошло на пользу самой церемонии. Озабоченные тем, как привлечь телезрителей, организаторы были вынуждены несколько привернуть фитилек пафоса, а также пригласить на роль ведущего человека, который мог бы создать дополнительную интригу. Такой фигурой стал известный дебошир Крис Рок, который полностью оправдал возложенные на него ожидания.
Начал он с того, что дружелюбно сказал аплодировавшему стоя залу: «Ну усаживайте уже свои задницы». Затем немного поговорил о фильмах, которые никто не хочет снимать – читай «номинировать». Имелись в виду «Фаренгейт 911» и «Страсти Христовы». О «Страстях» Рок залепил в лицо кинообщественности, что променял бы этот фильм на любой другой, а в связи с «Фаренгейтом» долго и сладострастно пинал Джорджа Буша. Зал нервно хихикал.
Покончив с Бушем, Рок передал привет всем американским солдатам и принялся разбираться с присутствующими.
«Давайте разберемся, — предложил он. — Во всем этом зале не больше четырех звезд. Клинт Иствуд – это звезда, ок? А Тоби Макгуайар – всего лишь мальчик в колготках Человека-паука». Смысл шутки сводился к тому, что если вы хотите делать настоящее кино, не надо звать в картину всякую шушеру, лучше подождать, пока освободится настоящая звезда. Шоу, начавшееся как обычное представление дрессированных пингвинов с объяснениями, какое колье от «Булгари», а какое платье от Версаче, неожиданно приобрело вполне человечный облик.
Киноинтрига также состоялась – абсолютным фаворитом стала лента «Девушка на миллион» Клинта Иствуда, рассказывающая историю девушки-боксера. Фильм получил награду как лучшая картина, приз Иствуду как лучшему режиссеру, приз за роль второго плана для Моргана Фримана и награду за лучшую женскую роль для Хиллари Суонк. Для Иствуда это третий «Оскар» – его «Непрощенный» принес ему награду за режиссуру, да еще статуэтку за лучший фильм – продюсеру картины. Награда для Моргана Фримана – акт исторической справедливости, потому что «Оскара» ему можно было дать давно и практически за любую роль. До этого он номинировался трижды, но безрезультатно. А вот Хиллари Суонк – это чистый парадокс.
Девушка-андрогин, которую не все знают в лицо, имеет уже вторую статуэтку, первую она получила за роль в фильме «Парни не плачут». Вот яркий пример того, что личная харизма вполне может заменить талант.
А вот Мартин Скорсезе и Леонардо Ди Каприо окончательно перешли в разряд неудачников. Главная победа «Авиатора», триумфально выигравшего «Золотой глобус», — приз за роль второго плана для Кейт Бланшетт, сыгравшую в картине Кэтрин Хэпберн. Остальные пять призов фильма, несправедливо включая сюда награду за операторскую работу, принято относить к второстепенным.
Приз за лучшую мужскую роль получил Джеми Фокс, сыгравший Рэя Чарльза в биографии «Рэй». Это была самая предсказуемая награда: Фокс сыграл достойно, фильм тоже удался, да и расовая политика требует своего.
Лучшей лентой на иностранном языке стало испанское кино «Море внутри» Алехандро Аменабара, посвященное праву на самоубийство и выигравшее, в частности, у «Дневника мотоциклиста», посвященного странствиям Че Гевары. «Мотоциклист», впрочем, получил награду за лучшую оригинальную песню. Исполнил ее на сцене Антонио Бандерас под аккомпанемент Карлоса Сантаны. Перед ними выступила Сельма Хайек – известный борец за права латиноамериканской культуры, которая произнесла пафосную речь о первой песне на испанском языке, выдвинутой на «Оскар».
Награду за лучший документальный фильм (заметим, ставший значимым благодаря выжиге Майклу Муру) получила лента «Рожденные в борделях», рассказывающая о детях индийских проституток, помогающих мамам в их работе.
Режиссер Зана Бриски добавила огоньку в своей короткой благодарственной речи, завершив ее словами: «Все это хрень собачья. Важно не это».
Грустным анекдотом церемонии стал приз за грим, который достался не «Страстям Христовым», номинированным только в этой категории, а «Лемони Сникету». Веселым анекдотом – неожиданное отсутствие на сцене Кэтрин Зеты Джонс, которая вместе с Адамом Сандлером должна была вручать награду за адаптированный сценарий. Когда стало ясно, что актриса потерялась, Крис Рок вышел вместо нее. Сандлер обращался к нему «мисс Дуглас» и хвалил ее сексуальное платье. Рок делал глазки и говорил, что оно от Версаче.
Кстати, о сценариях. Приз за оригинальный сценарий достался Чарли Кауфману со товарищи за «Вечное сияние страсти». Ей-богу, сценарист, создавший свой кинематограф, того заслуживает.
В общем, церемония удалась. В отсутствие обычного пафоса стало яснее видно, что в первую очередь это не шоу, а праздник профессионалов, для которых очень важно признание коллег. Мы же на этом празднике – просто любопытные гости.