Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Фантомные боли
в яйцах

Пасхальное яйцо «Весенние цветы», купленное Виктором Вексельбергом, пытаются объявить фальшивкой.

Скандал, разразившийся в российской прессе в очередной раз из-за яиц Вексельберга, не то чтобы возник на пустом месте, но имеет довольно мало оснований.
Баннеры «Вексельберг купил фальшивые яйца» появились преждевременно – но больно уж это занятная тема, так сказать, эрогенная зона русского общества. Покупка яиц Фаберже обошлась нефтяному и металлургическому олигарху примерно в сто миллионов долларов, причем россияне, разумеется, предполагают, что эти деньги были у них украдены, и эта рана еще не зажила.

И тут появляется Валентин Скурлов и заявляет, что, скорее всего, одно из пасхальных императорских яиц Фаберже, купленных в прошлом году Вексельбергом, фальшивое. Причем выбрал он самое красивое – «Весенние цветы». Сразу возникают несколько вопросов, главные из которых – кто такой Валентин Скурлов и почему он все это делает.

Скурлов – искусствовед, специалист по прикладному искусству и ювелирному делу. Он работает в Петербурге в журнале «Русский Ювелир», является консультантом русского отдела аукционного дома «Кристис», написал несколько книг о Фаберже и об истории ювелирного дела.

Этот самый Скурлов заявил в интервью телеканалу НТВ, что есть основания предполагать, что «Весенние цветы» — поздняя подделка. На яйце стоит инвентарный номер, который не ставился на так называемые «Императорские яйца», то есть те, которые русский государь дарил своим домочадцам. Нет документально засвидетельствованной истории его создания и продажи, грубо говоря, товарного чека и фирменной гарантии.

Есть еще ряд претензий, в общей сложности около десятка, которые должны были бы заставить специалистов бить тревогу, но специалисты замалчивают эту историю, так как такой грандиозный скандал на арт-рынке может привести к его краху, настоящей катастрофе.

Размышления Скурлова опроверг Андрей Шторх, директор по связям с общественностью фонда «Связь времен», который от имени Вексельберга и купил яйца. По его словам, Скурлов в руках яйца не держал, а исследовал их только по фотографиям, так что веса его слова в принципе не могут иметь. Во-вторых, экспертиза проводилась самая тщательная — и во время покупки, и потом. В экспертизе участвовала Татьяна Мунтян, главный хранитель коллекции Фаберже в Оружейной палате Кремля, один из главных в мире специалистов по Фаберже, автор множества книг и статей. Когда яйца выставлялись в Кремле, они попали непосредственно ей в руки – можно быть уверенным, что она не упустила своего шанса и тщательно исследовала эти сокровища.

Она, кстати, занималась проблемой «Весенних цветов». На ее статью ссылаются на сайте treasuresofimperialrussia.com. Татьяна Мунтян попыталась, в частности, объяснить загадку серийного номера на императорском яйце. По ее мнению, оно было подарено вдовствующей императрице Марии Федоровне, но не почтительным сыном, тогда бы на яйце не было номера, а каким-то частным лицом – родственником или другом. Частное лицо купило яйцо обычным порядком, и, разумеется, на изделии был серийный номер. Кроме того, Мунтян комментирует и фабричное клеймо на яйце – там стоит раннее, не использовавшееся после 1899 года, и инициалы автора – непосредственного изготовителя яйца мастера Михаила Перхина.

История яйца известна: в 1933 году его продали большевики, после этого оно несколько раз меняло хозяев, пока его не купил Малькольм Форбс, а у него уже «Связь времен». Экспертизы проводились за это время неоднократно, сомнений в подлинности ни разу не возникало.

Впрочем, нельзя совсем исключить, что яйцо действительно поддельное. Карл Фаберже, эмигрировав, вывез авторские клейма. Оставшуюся часть продало советское правительство. В результате подделок было наштамповано очень много, и они производятся до сих пор.

Но тут есть главный фактор: «Весенние цветы» — невероятно красивое яйцо. Подделка такого высокого качества вряд ли возможна, а если это так – значит надо просто выяснить имя автора и объявить его Фаберже наших дней.

Впрочем, у Скурлова и общественности есть еще ряд поводов для беспокойства. Арт-сообщество уже много лет живет на грани ужасного скандала. Никто даже представления не имеет, сколько подделок картин, статуй, ювелирных изделий – короче, любых произведений искусства ежегодно продается. Причем скандал возможен на всех уровнях. До сих пор нет полной уверенности, что, например, «Подсолнухи» Ван Гога, купленные в 1987 году японской страховой компанией «Ясуда» за рекордную по тем временам сумму в почти сорок миллионов долларов, не подделка. Есть странное подозрение, что эксперты не торопятся устраивать слишком пристальные экспертизы – рынок произведений искусства от этого может сильно пострадать.

Новости и материалы
В Ленобласти произошло крупное ДТП с участием рейсового автобуса
В Петербурге открыли дамбу, угроза наводнения миновала
Дания усиливает оборону Гренландии на фоне намерений Трампа купить остров
Два украинских беспилотника сбили над акваторией Черного моря
Ученые показали гигантские масштабы таяния ледников Гренландии
В США сообщили о хакерской атаке на Минфин со стороны Китая
В Абхазии установили пятиметровую елку из мандаринов
Гордон объяснил, почему его предсказание по завершению конфликта на Украине не сбылось
Женщины отбили призывника у сотрудников ТЦК в Ровно
НХЛ оштрафовала российского хоккеиста на $2,47 тыс.
Раскрыта гормональная причина женского пьянства
Опубликован радиоперехват «панических переговоров» военных ВСУ
Очередь на подходе к Крымскому мосту ликвидирована
Жители Воронежской области попали в больницу после обеда в корпоративной столовой
Зеленский уволил замруководителя своего офиса, который объявлен в розыск в России
Российский дрон дубинкой сбил беспилотник ВСУ
В 2024 году опасная для жизни жара длилась почти на полтора месяца дольше обычного
Хакеры взломали украинское ТВ и запустили предупреждение об ударе «Орешником»
Все новости