Фьючерсные контракты на нефть Light в Нью-Йорке подорожали на $2,80 за одну сессию и к моменту закрытия торгов котировались на уровне $51,15 за баррель.
Резкий скачок цен на последних торгах в США был вызван сочетанием нескольких факторов, благоприятствовавших серьезной игре на повышение.
Похолодание в Европе и не по сезону морозные выходные на северо-востоке Америки, опасения инвесторов по поводу сокращения объемов мировой добычи сырья на фоне неуклонного роста спроса и, наконец, туманность экспортной стратегии нефтяного картеля ОПЕК – все это дало трейдерам возможность поднять котировки сырья до максимума за четыре месяца.
А падение курса американского доллара по отношению к евро позволило сделать это без большого труда.
С опозданием в Европу и США пришла холодная зима. Прогнозы синоптиков оказали заметное содействие росту цен на нефть, так как понижение температуры в ходе отопительного сезона вызывает повышение спроса на печное топливо.
Если бы рынок не был серьезно настроен на скупку фьючерсных контрактов, то погода, возможно, оказала бы меньшее влияние на уровень цен просто — потому, что отопительный сезон скоро подойдет к концу. Но ажиотаж на рынке привел к тому, что инвесторы посчитали морозы самодостаточным фактором роста цен.
Внимание инвесторов по-прежнему приковано к действиям экспортного картеля ОПЕК, поставляющего на мировой рынок более трети от общего объема сырья. На следующий месяц запланирована встреча стран-участниц картеля в Иране, где будет обсуждаться целесообразность применения такой меры, как сокращение квот на добычу и экспорт нефти с целью подержать текущий уровень цен и не допустить их резкого снижения.
Спрос на нефтяном рынке сегодня превышает предложение, поэтому перспектива возможного сокращения экспорта из ОПЕК будет держать инвесторов в напряжении до тех пор, пока руководство картеля не примет окончательного решения по этому вопросу.
«ОПЕК заняла выжидательную позицию и следит за динамикой цен на рынке, но отсутствие какой-либо определенности заставляет инвесторов паниковать», — считает аналитик консалтинговой компании Purvin & Gertz Виктор Шам.
Накануне встречи в Иране официальные представители экспортного картеля делают массу противоречивы заявлений, словно испытывая возможности рынка и определяя степень своего влияния.
Генеральный секретарь ОПЕК Аднан Шихаб Элдин высказал мнение, что участники картеля могут пойти на дальнейшее сокращение квот на 1 млн баррелей в сутки. В то же время входящие в ОПЕК Нигерия и Алжир объявили, что, на их взгляд, картель не заинтересован в снижении объемов добычи и экспорта сырья.
И с этой точкой зрения согласился президент ОПЕК, министр нефти Кувейта шейх Ахмед Фахд аль-Ахмед ас-Сабах: «В последнее время не возникало предпосылок для сокращения квот, цены остаются очень высокими. В таких условиях мы должны сотрудничать с участниками рынка, чтобы добиться его стабилизации».
«Неуверенность в планах ОПЕК, безусловно, повлияла на настроение инвесторов, потому что рынок сейчас очень напряжен, — утверждает эксперт лондонского Центра изучения глобальной энергетики Джулиан Ли. – Сокращение экспорта нефти из стран, не входящих в картель, наблюдавшееся в 2004 году, дает дополнительное основание для активных покупок.
К тому же рост мирового спроса на сырье, похоже, не замедляется — вопреки прогнозам многих экспертов.
Все это, наряду с эффектом от сокращения экспортных поставок из стран ОПЕК в прошлом месяце на 600 тыс. баррелей в сутки, привело к резкому росту цен».
Трейдеры нефтяного рынка отметили присутствие на последних торгах крупного спекулятивного капитала. Хеджевые фонды перевели значительные средства в контракты на неэтилированный бензин, цены на который сразу же выросли на 5%. Хеджевые фонды приходят только на те рынки, которые, по их мнению, гарантируют хорошую прибыль. Их поведение на торгах часто служит ориентиром для других, менее крупных инвесторов, использующих фьючерсы как выгодное вложение денег.
Цены на нефть выросли на фоне падения курса американского доллара по отношению к евро до минимума за 5 недель. Фьючерсные контракты на нефть номинированы в долларах, поэтому между рынками валюты и нефти существует очень тесная связь – снижение курса доллара практически всегда приводит к равноценному по масштабам росту нефтяных котировок.
«Снижение доллара было резким, соответственно, нефтяные фьючерсы двинулись в обратном направлении, — говорит независимый аналитик Джей Аскинази. – Мы видим, что доллар продолжает слабеть, и сомнений в том, что цены на нефть подержатся выше $50 за баррель Light, практически нет. Даже при отсутствии других факторов поддержки».