Отечественный мир кино и видео переживает подъем: кинотеатры превращаются в многофункциональные храмы удовольствий, видеоманы сметают с прилавков новинки, а режиссеры начинают привозить с мировых смотров не только комплексы, но и венецианских львов. Большая жизнь летит!
Наши успехи не обойдены вниманием: иностранные игроки осторожны, но настойчивы.
Columbia pictures уже участвует в долгоиграющем (по российским меркам) телекинопроекте «Бедная Настя», иностранные инвесторы финансируют строительство новых киноплексов и обсуждают «командировку» «Ночного дозора» в США.
И все же речь в основном идет о предсказуемых проектах с ограниченной ответственностью со стороны иностранцев. Парадоксально, но «Universal Pictures Россия» намерена начать свою деятельность в России с освоения дикого рынка DVD, на просторах которого господствуют пираты. Среди первых задач — выпуск на дисках своих фильмов, а в дальнейшем тиражирование лент других компаний и даже активность на рынке домашнего видеопроката.
Universal Pictures — одна из старейших киностудий США. UP — это классический «Убить пересмешника», недавний «Пианист» Полански, «Бриджит Джонс», «Борн», первые в истории «Дракула» и «Франкенштейн». С ней связан прорыв Спилберга «Челюсти», положивший начало полумиллиардным сборам.
Сегодня UP — часть NBC Universal, которая владеет и управляет также телесетями и знаменитыми парками развлечений.
Ситуация может развиваться самым непредсказуемым образом. За оптимизмом «универсалов» могут стоять реальные опыт, капитал и маркетинговые расчеты, которые нам пока неизвестны, и тогда намерение добиться серьезных успехов на рынке вполне осуществимо. С другой стороны, при всем своем весе Universal может столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны существующих медиаальянсов, объединяющих отечественных видеодистрибуторов, телеканалы и иностранные киноконцерны. Например, один из лидеров видеорынка «Первая видеокомпания» располагает колоссальным медиаресурсом «Первого канала». Кстати, именно их «Ночной дозор» стал «DVD года» по версии Национальной премии в области аудио-видео «Золотой диск», отгремевшей на прошлой неделе. При этом мощи этих альянсов все равно мало, чтобы потеснить с рынка пиратов, в результате на экранах ТВ то и дело появляются репортажи с показательных зачисток пиратских «островов» на видеорынке.
По некоторым данным, пираты контролируют до 92% рынка, объем которого вероятно колеблется около 20-25 млн DVD/год.
Несмотря на это, прошлый год отмечен активными действиями на рынке DVD международных дистрибуторов Columbia Tristar и Warner Home Video. Но они старались организовать производство через отечественных дистрибуторов, и последние тихо жаловались, что риски по части организации и финансов ложились на их плечи. Собственно «ноу-хау» Universal состоит в том, что созданная ими компания, которую возглавят российские менеджеры, будет действовать, самостоятельно организуя производство и сбыт.
Основным своим «оружием» они считают снижение цены и разрыва кинопрокат — выход на DVD, а также качество легального диска.
Риск здесь тот же, что и для отечественных дистрибуторов, — широкое распространение самых примитивных DVD-плееров, дающих качество лучше VHS, но не «транслирующих» через обычный «ящик» самые высокотехнологичные достоинства формата. Это убивает спрос на лицензионные носители, но мода все же берет свое: DVD и домашний кинотеатр распространяются со скоростью лесного пожара.
Что касается резонанса от прихода такого гиганта, то это — тревожный сигнал для ещё молодых отечественных компаний, опасность экспансии и без того вездесущих стандартов Голливуда. С другой стороны, при прокате зарубежного фильма в России за границу уходит в среднем 25% от сборов. Остальное остается здесь. Возможно, в случае с DVD цифры близки, и тогда это выгодно для бюджета: в отличие от пиратов иностранцы платят налоги. Universal — транснациональная медиагруппа, кстати, снимающая кино и в России. Первым DVD станет «Превосходство Борна», фильм, частично снятый именно здесь, но рассчитанный на мировой прокат.