В пятницу стало известно, что в Благовещенск по приказу министра внутренних дел вылетает замглавы МВД, начальник Службы общественной безопасности ведомства Сергей Щадрин. «Его задача — дополнительно изучить обстоятельства спецоперации МВД Башкирии в городе Благовещенске, проведенной в декабре прошлого года», — сообщили в пресс-службе МВД России. — В ходе своей поездки замминистра еще раз встретится с сотрудниками МВД Башкирии, принимавшими участие в спецоперации в Благовещенске. Кроме того, он проведет прием жителей Благовещенска. Время, отведенное Щадрину на общение с жителями города, никак не ограничено. Наоборот, поставлена задача встретиться со всеми желающими высказаться». Кроме того, замминистра, отправляющийся в Уфу в ближайший понедельник, должен открыть в Благовещенске общественную приемную МВД республики, передает «Интерфакс».
Что даст пострадавшим поездка Щадрина, еще неясно. А пока жители Благовещенска продолжают голодовку, объявленную накануне, и готовятся к пикету в центре Москвы, запланированному на следующую неделю. Акцию протеста «За проведение объективного расследования событий в Благовещенске в декабре 2004 года; за отставку и привлечение к ответственности виновных в нарушении прав граждан» потерпевшие хотят провести 21-21 февраля. Как было сказано в уведомлении, направленном накануне в префектуру Центрального округа, в пикете примут участие 15 человек (в том числе пятеро объявивших в четверг голодовку). Своими основными требованиями они назвали «проведение Генпрокуратурой расследования фактов нарушения прав граждан в ходе событий 10-14 декабря 2004 года», отставку министра внутренних дел Башкирии, отдавшего приказ о направлении в Благовещенск сил ОМОНа, его заместителя, непосредственно руководившего действиями милиционеров, а также и.о. прокурора Башкирии. Кроме того, они хотят «остановить преследования журналистов и правозащитников, выступивших с сообщениями о нарушении прав граждан и обратить внимание властей и общества на нарушение конституционных прав и свобод человека в Башкортостане».
Впрочем, усилиями столичных властей акция протеста на Пушкинской площади пройдет немного не так, как представляли ее себе жители Благовещенска.
Как сообщили «Газете.Ru» в движении «За права человека», получив заявление пикетчиков, префектура вызвала их в пятницу на специальное совещание, чтобы обговорить детали предстоящего митинга. За несколько часов переговоров чиновники во главе с префектом Сергеем Байдаковым выдвинули свои собственные требования, заявив, что пикет будет разрешен только на таких условиях. В частности, время проведения акции было сокращено до двух часов в сутки: митингующие, сообщили в префектуре, могут находиться на площади с 10.00 до 12.00 в понедельник, вторник, четверг и пятницу. В среду, 23 февраля, бастовать благовещенским пострадавшим запретили, мотивировав это тем, что в Москве и так будет много митингов, «поэтому весь личный состав будет занят на других объектах».
На этом требования префектуры отнюдь не завершились. Под запрет попали палатки, которые хотели установить пикетчики, — чиновники высказались категорически против возведения «каких-либо сооружений», заметив, что было бы неплохо, если пикетчики спокойно посидели на скамейках в спальных мешках. Также представители префектуры настоятельно попросили не использовать оранжевый цвет, заявив: «У вас же не политическая акция». Что касается плакатов, их, сообщили чиновники, может быть не больше шести, причем тексты лозунгов предстоит заранее утвердить в префектуре.
Одну победу над чиновниками пострадавшие все-таки одержали: им было дано право один раз упомянуть на транспарантах слово «голодовка».
По словам правозащитников, «все эти пустые придирки нарушают закон «О собраниях». Но люди по неопытности пошли на компромисс».
Не исключено, что разговор с префектурой у пикетчиков продолжится и через неделю: голодовка и пикеты будут проводиться до тех пор, пока жители Благовещенска (прокуратура, кстати, до сих пор официально не считает их потерпевшими, несмотря на поданные заявления), не сочтут требования удовлетворенными – хотя бы частично. Пока же правоохранительные органы тихо «переводят стрелки» с одного ведомства на другое. Например, в МВД неофициально признают, что резон в требованиях граждан есть, но обращаться за ответом им надо к Генпрокуратуре.
Приведут ли акции протеста к каким-нибудь результатам, тоже неизвестно. Правозащитники не исключают, что скандал будет каким-то образом замят.
«И если прокуратура проигнорирует факт массового нарушения прав человека, это будет означать, что такой экзекуции могут подвергнуть любой город», — утверждают они.
Но, возможно, что голодовки и пикеты все-таки окажут воздействие на правоохранительные органы. Правда, считают правозащитники, и в этом случае действия милиции и прокуратуры будут не во всем положительными: «Кому-то дадут по погонам, на следующую акцию если и решатся, то очень нескоро, — и при этом примут меры по нейтрализации правозащитных организаций».