Салон в ОАЭ — место, где начинается история многомиллиардных контрактах в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Это выставочная площадка, присутствие на которой говорит о состоятельности оборонного предприятия, его способности производить современную технику – иной в арабском мире не покупают.
Значимость IDEX придает и тот факт, что ежегодно страны арабского мира тратят на вооружение своих армий до $15 млрд. Только одна Саудовская Аравия – около $10 млрд. Именно поэтому в ОАЭ съезжаются разработчики и производители сухопутного вооружения и морской техники со всего мира — в этом году это 50 стран, 905 компаний, 35 тыс. специалистов.
Из всего этого количества реальную конкуренцию друг другу составляют всего четыре страны: США, Великобритания, Франция и Россия.
Москва в этом списке недавно, с 1995 года. За прошедшее с этого момента десятилетие Россия не только смогла закрепиться на рынке, но уже и порядком насолить конкурентам в тех областях, где их положение считалось незыблемым.
Правда, сделать это бывает весьма непросто. Кроме хорошей техники надо еще лоббировать интересы.
В отличие от США, Россия имеет мало возможностей для политического маневра в регионе и поэтому часто проигрывает именно в области закулисных дел.
Так бывало неоднократно. Например, когда ОАЭ объявили тендер на поставку современных танков, российский Т-90 лучше стрелял и ездил, а стоил дешевле, но победил американский «Абрамс». Как шутят российские оружейники, в нем оказался кондиционер.
Впрочем, иногда русским везет. Например, в обход американцев удалось продать в Кувейт и ОАЭ новейшие БМП-3, Катар закупил российские грузовики «КамАЗ» семейства «Мустанг». Кондиционеров в них как не было, так и нет. Зато есть высокая боевая эффективность и низкая цена.
«Страны региона импортируют большое количество оружия, и с этой точки зрения для нас они очень перспективны, — говорит глава российской делегации на IDEX-2005, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркалн. — Военно-техническое сотрудничество с ОАЭ, Алжиром, Ливией, Сирией, Суданом, Йеменом, Кувейтом и другими странами свидетельствует, что Россия не преследует сиюминутной выгоды. Политика России в этой области исключает какое-либо вмешательство во внутренние дела других стран. Приоритет отдается тем государствам, с которыми имеется межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве».
«Мы готовы удовлетворить все текущие потребности вооруженных сил стран Персидского залива по любым вопросам: поставка оружия, обеспечение запасными частями, послепродажное сервисное обслуживание, — вторит коллеге директор по особым поручениям ФГУП «Рособоронэкспорт» Николай Димидюк. — Мы представляем в Абу-Даби прежде всего то вооружение, которое реально может быть востребовано в этом регионе. Посетив российскую экспозицию, наши потенциальные заказчики смогут найти ответы на все интересующие их вопросы по тематике сухопутных войск, ПВО и ВМФ».
В экспозиции «Рособоронэкспорта» были широко представлены системы и комплексы ПВО: знаменитый С-300, зенитные ракетные комплексы средней и малой дальности «Буг» и «Тор», зенитный пушечный ракетный комплекс «Тунгуска-М-1», ПЗРК «Игла». Интерес у посетителей выставки вызывал ЗРК «Печора-2А», модернизированная компанией «Оборонительные системы» по заказу одной из ближневосточных стран.
В морском разделе выставки представлен практически весь класс кораблей «корвет-фрегат», патрульный и десантный катера, дизель-электрические подводные лодки, в том числе самая маленькая в мире «Пиранья», десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена-Э», способные перебрасывать на большие расстояния со скоростью до 60 узлов десант и боевую технику, включая танки и БМП.
Главный интерес вызвала бронетехника, а именно модернизированный вариант боевой машины пехоты — БМП-3. Эту машину закупили ОАЭ и Кувейт буквально сразу же после войны с Ираком. Теперь Москва готова предложить их модернизацию.
На IDEX Россия играет ва-банк. Впервые в международной выставочной практике организуется показ боевой работы переносного автоматизированного прибора оптико-электронного противодействия ПАПВ. Уникальность предложения состоит в том, что раньше ничего подобного никто не предлагал на внешнем рынке. Подобные системы вообще считаются суперсекретными, так как в условиях современных войн с массовым использованием авиации и высокоточного оружия только они способны эффективно противостоять мощи современных армий.
Это продемонстрировала и последняя компания США и Великобритании против Ирака, когда поставленные из России приборы радиоэлектронного противодействия весьма эффективно уводили от целей крылатые ракеты «Томагавк».
Рекламная поддержка достижений России в области вооружений и военной техники продолжается в регионе и по сей день. Активное противодействие иракских повстанцев, воюющих российскими автоматами и гранатометами против американцев в Ираке, сделало российские стенды, рекламирующие эту продукцию, суперпопулярными.
Как отмечают в «Рособоронэкспорте», поставки противотанкового вооружения не столь масштабны, как если бы мы поставляли танки и самолеты, но не менее значимы по своим последствиям для расстановки сил в регионе. Эту тенденцию подчеркнул и еще один экспонат – оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-Э».
«Комплекс отвечает всем требованиям Договора о нераспространении ракетных технологий, — подтвердил замначальника Коломенского конструкторского бюро машиностроения (КБМ), где создавался «Искандер-Э», по внешнеэкономическим отношениям Георгий Кузык. — Дальность полета ракеты — 280 км, вес боевой части — 480 кг. Так что с экспортом этого оружия не должно быть проблем».
Впрочем, это только на словах. Для стран региона «Искандер-Э» не столько оперативно-тактическая, а скорее стратегическая система, дальности полета ракет которой вполне достаточно, чтобы достать территорию любого государства. Добавьте к этому тот факт, что каждая из ракет комплекса несет к цели обычную (по разрушительному воздействию ее действие сопоставимо с ядерным боеприпасом, только без радиоактивного загрязнения местности) или кассетную боевую часть, состоящую из 54 отдельных боевых элементов (боевые блоки для комплекса могут быть проникающего, осколочно-фугасного или любого другого типа), и станет понятен интерес арабского мира к возможности обладания подобным оружием.
Комплекс «Искандер-Э» по своим качествам сравним только с самыми современными американскими крылатыми ракетами «Томагавк» и CALCM.
На российский крючок уже клюнула Сирия. Скандал с возможностью поставок этих систем Дамаску, инициированный Тель-Авивом, как раз в момент проведения IDEX-2005, стал неплохой рекламной поддержкой российской экспозиции.
По итогам выставки главе российской делегации организаторами салона был выдан приз за посещаемость. Российская часть экспозиции оказалась самой популярной. Теперь нашим оружейникам осталось только надеяться на то, что количество все-таки перерастет в качество и за интересом все-таки последуют реальные контракты.